Каждый из нас хочет качественных услуг, особенно если это касается детей и их обучения. Да и собственно говоря нам взрослым тоже немало важно получать адекватное запросам образование.
Но, мы живем в России и значит, должны принимать во внимание реалии нашей системы обучения.
Смотрите, в США на один только Гарвард ежегодно выделяют бюджет в 36 млрд $. Это в три раза больше, чем выделяют на все вузы Российской Федерации – всего 13 млрд $ на 3 000 учебных заведений.
Галактическая разница бюджетов во многом объясняет проблемы с качеством образования в нашей стране.
№1. Со всей уверенностью человека, который имел возможность изучить особенности системы изнутри, скажу: российское образование не готовит людей к реальной жизни. На Западе – в элитных университетах Лиги плюща – лекции читают долларовые миллионеры. Студентов обучают предприниматели с огромным опытом, глубоким представлением о том, как устроен рынок, и знанием, как формировать активный и пассивный доход.
У нас: курс по инвестированию для студентов экономфака вполне может читать пожилой дядечка по американскому учебнику 20-летней давности или молодая кандидат наук, которая этот предмет изучала лишь по учебникам и сама не имеет и доллара в инвестициях.
№ 2. Российские дипломы MBA на Западе не котируются. Хотите знать почему? Расскажу на собственном опыте. Я не пожалела денег, времени и поступила на одну из программ московской бизнес-школы. Результат: шок от того, что там происходит и дикое разочарование. Весь курс сжали в двухмесячное обучение с текстовыми раздатками, содержащими вырезки из учебников, а задания звучали примерно так: выберите один из своих проектов и проанализируйте сильные и слабые стороны. Вы серьезно? Это и есть MBA? Никаких практических кейсов там в помине не было, про другое - даже молчу.
№ 3. Недавно мы покупали подарок в магазине. На полках с канцелярией я взяла яркую школьную тетрадь, и с удивлением обнаружила там... таблицу сложения. Тут же вспомнила, как моя подруга, мама семилетней девочки, жаловалась, что её ребёнка не учат, как сложить два числа, а заставляют запоминать список конкретных сумм.
На вопрос, сколько будет 3 + 6, ребёнок уверенно отвечает “9”, но стоит спросить, сколько будет 6 + 3, и она виновато выдаёт, что колонку на семь ещё не доучила… И подобное творится на всех уровнях образования. Думаю, комментарии излишни.
Если после этого вы продолжаете думать, что с базовым образованием на «таблицах сложения» ваш ребёнок сможет в будущем хорошо зарабатывать и жить достойно, то вы в плену опаснейшего заблуждения.
№ 4. В русских школах и университетах до сих пор не приняты коллоквиумы и беседы во время лекций. Если школьник вдруг не согласен с мнением преподавателя, если у него возник вопрос или он обнаружит ошибку, как думаете, что он сделает? Русский (в 90%) промолчит, европеец тут же поднимет руку и будет с пеной у рта доказывать свою точку зрения.
У нас было не принято иметь собственное мнение, и это культивируют с первого класса. И хоть эта ситуация и меняется, но также ужасно медленно.
№ 5. Не вдаваясь в подробности, затронем тему образовательных программ. Есть у меня знакомый, который получил чуть ли не красный диплом историка. Как-то на обеде мы с коллегами затронули тему религии (не кто во что верит, конечно, а более предметно). Стали мы припоминать некоторые исторические факты и мнения разошлись. Обратились мы к нашему краснодипломнику. И что, вы думаете, он нам ответил? "У нас в институте не было религиоведения, я не знаю этого".
Я, например, никак не могу понять, как человек может быть историком не изучая религиоведение вообще, и не быть способным отличить католиков от протестантов. Это камень в огород не этого выпускника, а вуза, который обучает по подобным программам.
Мне известны отличные учителя, прекраснейшие и талантливые люди. И что? Часть из них вынуждены были уволиться из системы, поняв, что качественного, отвечающего на запросы ребенка, образования они не могут дать просто в силу того, что сама система не дает этого сделать.
Ну и в заключении: слышали ли вы о Парадоксе Истерлина (The happiness–income paradox)?
Он гласит, что рост дохода, после достижения им среднего уровня, не делает человека счастливее. Уровень субъективного благополучия в США определяется:
1. Положением в браке
2. Уровнем образования
В России – обратная зависимость: более образованные люди более несчастны.
Конечно, это не значит, что учится не нужно. Нужно критически подходить ко всему, что нам преподносят.
Интересен еще и тот факт, что мы ужасно неохотно признаем, что просидели 4-5 лет на университетских скамьях просто для общего развития, что наше образование ничего нам не дало, кроме общих знаний. Обидно же считать себя таким?
Мне не обидно! Мое первое образование в итоге дало мне только ощущение разрозненных знаний, неприменимых на практике. Пришлось все добирать потом.
Я твердо убеждена: высшее образование просто обязано повышать жизненные шансы!!! Иначе зачем мы тратим годы, деньги, если после окончания института даже не имеем необходимых для работы компетенций?