Найти тему

«Красная Шапочка»: от каннибализма до сексологии

Оглавление

Как изменялся сюжет страшной сказки...

«Красная Шапочка» — народная европейская сказка с сюжетом о маленькой девочке, повстречавшей волка.

Красная Шапочка и Волк. Источник фото - ru.wikipedia.org.
Красная Шапочка и Волк. Источник фото - ru.wikipedia.org.

Сюжет о девочке, обманутой волком, был распространён во Франции и Италии со Средних веков. Содержимое корзинки варьировалось: в северной Италии внучка несла бабушке свежую рыбу, в Швейцарии — головку молодого сыра, на юге Франции — пирожок и горшочек масла. Старинный сюжет выглядит следующим образом:

Мать посылает дочь к бабушке с продуктами. Та встречает волка-оборотня и рассказывает ему, куда направляется. Волк обгоняет девочку, убивает бабушку, готовит из неё еду, а из крови — напиток, одевает одежду бабушки и ложится в кровать. Когда девочка приходит, волк предлагает ей поесть. Бабушкина кошка пытается предупредить девочку о том, что та ест останки человека, но волк кидает в кошку башмаками и убивает её. Потом волк предлагает девочке раздеться и лечь рядом с ним, а одежду бросить в огонь. Та так и делает и, улегшись рядом с волком, спрашивает, почему у него много волос, широкие плечи, длинные ногти, большие зубы. На последний вопрос волк отвечает: «Это чтобы поскорее съесть тебя, дитя моё!» и съедает девочку.

Таким образом кончается большинство записанных вариантов, хотя в некоторых девочка при помощи хитрости убегает от волка.

«Красная Шапочка». Картина маслом швейцарского художника Альберта Анкера (1883 год). Источник фото - ru.wikipedia.org.
«Красная Шапочка». Картина маслом швейцарского художника Альберта Анкера (1883 год). Источник фото - ru.wikipedia.org.

Шарль Перро литературно обработал народный сюжет. Он убрал мотив каннибализма, кошку и её убийство, надел на девочку красный чепец, во времена Перро популярный у сельских женщин. Кроме этого, он нравоучительно осмыслил сказку, введя мотив нарушения девочкой приличий, за которое она поплатилась, и заключил сказку стихотворной моралью, наставляющей девиц опасаться соблазнителей. Сказка была издана в 1697 году в Париже в книге «Сказки матушки Гусыни».

Красная Шапочка встречает волка; иллюстрация Уолтера Крейна. Источник фото - ru.wikipedia.org.
Красная Шапочка встречает волка; иллюстрация Уолтера Крейна. Источник фото - ru.wikipedia.org.

Классический вариант сказки был записан через 100 лет братьями Гримм. В сказку был добавлен хороший конец: в этом варианте проходившие мимо дровосеки, услышав шум, убивают волка, разрезают ему живот и спасают бабушку и Красную Шапочку.

Иллюстрация к немецкому варианту сказки. Источник фото - ru.wikipedia.org.
Иллюстрация к немецкому варианту сказки. Источник фото - ru.wikipedia.org.

Морализаторство Перро на тему взаимоотношений полов из сказки исчезло, как и все сексуально окрашенные мотивы. В тексте сказки Красная Шапочка нарушает не приличия, а волю матери, которая просит дочь идти к бабушке, не отвлекаясь ни на что. Мораль в конце вводится как предупреждение непослушным детям: «Ну, уж теперь я никогда не стану в лесу убегать в сторону от большой дороги, не ослушаюсь больше матушкиного приказания».

Иллюстрация Томлинсона. Источник фото - ru.wikipedia.org.
Иллюстрация Томлинсона. Источник фото - ru.wikipedia.org.

В книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» сказка о Красной Шапочке разбирается как пример «игр», жизненных сценариев. Практически, из современной обработки сказки Берн вторично извлекает её архаическую подоплёку, но представляет соблазнителем не волка, а саму Красную Шапочку, воплощающую в жизнь один из подростковых сценариев. Иной вариант интерпретации предполагает раскрытие сценарного треугольника «Жертва — Насильник — Спасатель» с ротацией ролей.

Иллюстрация Гюстава Доре. Источник фото - ru.wikipedia.org.
Иллюстрация Гюстава Доре. Источник фото - ru.wikipedia.org.

Эрих Фромм интерпретирует сказку с точки зрения психоанализа, в которой главный атрибут героини — Красная Шапочка — является символом женских критических дней. И речь в сказке идёт не о маленькой, беззащитной девочке, а о зрелой женщине, которая столкнулась с проблемой половых отношений. Совет матери «не сворачивай с дорожки в лес» Фромм истолковывает как предостережение о том, что не следует вступать в интимную связь, а акт людоедства волка — как интим. Однако кроме морали об опасности половых отношений в сказке присутствует идея о конфликте между мужчинами и женщинами. Как пишет Фромм, сказка о Красной Шапочке — «это история торжества женщин, ненавидящих мужчин, история, заканчивающаяся победой женщин».

Иллюстрация Артура Рокхама. Источник фото - ru.wikipedia.org.
Иллюстрация Артура Рокхама. Источник фото - ru.wikipedia.org.

Компания NumisCollect (Нидерланды) представила первую монету серии «Сказки и басни». Посвящена она «Красной Шапочке».

Номинал монеты – 20 долларов, драгоценный металл – серебро 999-й пробы, качество – Antique, масса – 93,3 г, диаметр – 50 мм, тираж - 333 штуки.

На аверсе в центре изображен портрет королевы Великобритании Елизаветы II работы Иена Рэнк-Бродли. Слева в две строки указан номинал - «20 DOLLARS». Вокруг портрета расположены дуговые надписи – «FAIRY TALES» («Сказки»), «ELIZABETH II», «COOK ISLANDS». Вдоль края монеты показаны фигурки различных сказочных персонажей.

Монета «Красная Шапочка». Источник фото - Gold10.ru.
Монета «Красная Шапочка». Источник фото - Gold10.ru.

Реверс серебряной монеты отличает высокий рельеф. На переднем плане справа показана Красная Шапочка, накидка которой показана в красном цвете. Слева виден крадущийся за девочкой волк. На заднем плане изображен дом посреди лесной чащи. Завершает композицию изображение горных вершин. В нижней части указан год чеканки – «2019».

Монета «Красная Шапочка». Источник фото - Gold10.ru.
Монета «Красная Шапочка». Источник фото - Gold10.ru.

На сайте Gold10.ru наглядно показано, чем отличаются монеты России и Казахстана, посвященные "Бременским музыкантам".