Соч. неизвестного 1787г.
Церьковь каменная Происхожденія Честныхъ Древъ, и при ней колокольня; наружное украшеяіе Дорическаго ордена, въ ней Иконосписъ золоченой лучшей работы; вмѣстные
Образа стариннаго письма, украшены каменьями и жемчугомь, прочіе же всѣ писаны въ нынѣшнемъ вкусѣ; при оной богатая ризница старинная и вновь сдѣланная. Примѣчанія достойная внутри алтаря стоящая картина, Благовѣщеніе, писанная славнымъ маляромъ ' Герши почитаемая вездѣ за лучшую его работу.
Домъ о двухъ съ половиною этажахъ, Іонническаго ордена., по плану Архитектора Паірижскаго Вами, Нижней этажъ каменной.
Комнаты убраны лучшими Французскими уборами, нарочно для него выписанными изъ Парижа, новаго вкуса, Великими зеркалами, хрустальными паникадилами, стѣнными шендалами, жирандолями и консолями; также древнихъ и новыхь мастеровъ, бюсстами И группами, какъ мраморными, такъ и бронзовыми; такъ же мраморными и аншико-алебастровыми столами, и разными портретами; а между лрочимъ, въ ономъ домѣ находится аамѣчательный.
Кабинетъ картинъ наилучшихъ мастеровъ ...
....
Маленькая библіотека, въ ней модель, убранная перломутромъ Іерусалимскаго Храма и Вифліема, съ объясненіемъ всѣхъ мѣстъ, тамъ находящихся подъ номерами; также и другія разныя вещи, какъ то : точныя изображснія, изъ воску сдѣланныя, съ великимъ искуствомъ и точностію: Г. Волтера, Г. Руссо, Г. франклина и ГраФа дъ'Естеня, выписанныя изъ Парижа; и иныя примѣчанія достоиныя вещи, и группа мраморная антикъ Правосудия.
Въ биліардной, достойны примѣчанія картины: похищеніе Сабинокъ, письма Піетро Картонщ моющаяся Вцрсавія, Гюидо Рени, надъ каминомъ пеизажъ Перезинотіввой работы : въ передбидіардной превращеніе Дафниса, Долшиика\ Ревекка съ Исаакомъ Фр.
Можотто.
Въ столовой комнатѣ плаФОнъ богатой композиціи, письма F. Лагрене; жирандоли бронзовые, и буФетъ, убранной фарфоромъ съ мраморнымъ бюстомъ.
Въ ВЕРХНЕМ Ъ ЭТАЖЕ>
Рисъ-камера, въ которой многое собрание разныхъ Азіатскихъ, Евррпейскихъ, Греческихъ, Китайскихъ и Гишпанскихъ старинныхъ рѣдких^ ружей лучщихъ мартеровъ, и конскихъ уборовъ; между которыми прибор Сѣдла Короля Шведскаго" Карла XII, взятой съ лошадью при Полтавской баталіи. Тутъ, же хранятся древнія сабли съ каменьями и золотою насѣчкою, также и рѣдчайшая сабля Волчкова.
Кухня большая каменная, со всѣми къ оной принадлежносшями.
Саді регулярной.
Оной садъ съ трехъ cmoронъ окружается глубокимъ каналомъ, и съ высоким валомъ, съ растущими на немъ деревьями, четвертая сторона сада, которая къ пруду отделяется каменною рѣшеткою.
Внутреннее расположен^ сада раздѣляется на две стороны; а между оныхъ, средина сада открытая и украшенная лугами, цветниками и рабатками разныхъ родовъ съ цветами.
Предъ самымъ домомъ поставленъ мраморной Обелискъ, пожалованный Ея ИМПЕРАТОРскимъ ВЕЛИЧЕСТВОМЪ, съ надписью таковою:
„ЕКАТЕРИНА II, пожаловала Графу Петру Борисовичу Шереметеву въ 1786 году, во время бытности его Губернскимъ Предводителемъ Московскаго Дворянства.
Въ маломъ отдаленіи колонна мраморная жь< содержащая на себѣ изъ бѣлаго мрамора ста т у ю Минервы", едѣлаиная изъ пожалованнаго жь Ея ИМПЕГАТОРСКИМЪ ВЕЛИЧЕСТВОМЪ мрамора; на ней надпись дозволенная таковая: „ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ , удивившая весь свѣшъ славными своими надъ Оттоманскою, Портою победами, и давъ торжествоват ь Своимъ вѣрноподданнымъ преполезный миръ, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ соизволила Марта 22 и Августа 2З 1770 года посетить Своимъ присутствіемъ здѣшняго дома хозяина, ГраФа Петра Борисовича Шереметева. Въ память чего, благодарность сей монументъ изъ пожалованнаго Ея ВЕЛИЧЕСТВОМЪ мрамора соорудила."
Прочія же украшеніи онаго мѣсша довершаюшъ большимь числомъ разныя мраморныя статуи и бюсты лучшихъ масшеровъ; изъ оныхъ примечанія достойны: Геркулеса,
Меркурія, Скамандрской Источникъ, по большой своей величине; также четыре части дня: Утро, Полдни, Вечеръ, Ночь. Тут ъ же поставлено не малое число лавровыхъ деревьевъ, нѣкоторые изъ нихъ по рѣдкості и своей большой величины, заслуживаюmъ примѣчаніе....
Каменная оранжерея Дорическаго ордена, внутри оной преизрядной и высокой залъ, а наверьху зала, вокругъ галерея.
По обѣимъ сторонамъ зала, двѣ большія галереи съ кабинетами, убранными лѣпною работою; а на сѣверную сторону, нѣсколько комнатъ къ оной принадлежащихъ. .....
.....