Сальвадор Дали — мастер пиара в области искусства, и истории с ванными — прямое тому доказательство.
Чета Дали осознавала ценность тиражирования образов: если бесконечно повторять одно и то же, народные массы это запомнят, нейроны протопчут тропинки друг к другу и выстроят прочные связи: Дали — часы, Дали — усы, Дали — муравьи, Дали — яичница, Дали — ванна. Друг Сальвадора Энди Уорхол доведёт эту идею до предела и будет бесконечно копировать своих Мэрилин и прочие банки супа.
Ванна в мастерской
Первой ванной Сальвадора Дали стала ванна в прачечной, переоборудованной в мастерскую. В своей «Тайной жизни» он писал:
А мне <...> хотелось, чтобы мне отдали крохотную комнатку на чердаке — бывшую прачечную, а ныне — чулан. Я её получил и превратил в мастерскую. Цементная ванна занимала там почти всё пространство, и потому я поставил стул прямо внутрь ванны <...> Иногда в жару я раздевался, открывал кран и, не отрываясь от кисти и красок, принимал ванну.
Большая часть образов, которые Дали позже начнёт тиражировать в своём творчестве (от книг до фильмов), происходит из детских воспоминаний. Ванна в прачечной стала своего рода «родительницей» следующих ванн.
Ванна в витрине
В 1939 году Дали представилась достойная возможность признаться в любви к ванным: бутик Bonwit Teller на 5-й авеню предложил маэстро оформить витрину. Дали подошёл к заказу обстоятельно. Центром композиции стала наполненная до краёв ванна, обитая чёрным каракулевым мехом. В ней сидел старый восковой манекен в парике из человеческих волос. Были в витрине и другие восковые манекены: они были больше похожи на трупы, чем на пластиковые аналоги, чего Дали и добивался.
16 марта 1939 улицу перед витриной заполнила толпа: все глазели на витрину. Пришёл и Сальвадор Дали, — чтобы обнаружить кощунственную замену восковых фигур на пластиковые. Магазин отказался возвращать некрофильскую композицию и убирать имя художника с витрины отказался тоже. Тогда Дали вошёл в витрину и...
Ощущая себя ветхозаветным Самсоном, сокрушающим столпы храма Дагонова, я схватил ванну обеими руками, поднял её, но ванна оказалась много тяжелее, чем я думал, руки мои дрогнули, и я выронил её, но не на пол, а прямо в витринное стекло — оно разлетелось вдребезги.
Затем Сальвадор гордо вышел из витрины на залитый водой тротуар, — и спустя мгновение стекло, ещё остававшееся в витрине, обрушилось там, где секунду назад был художник. Стоит ли говорить, что выставка картин Дали, которая открылась вскоре после инцидента, пользовалась большим успехом? На ней продали 21 работу.
Ванна на балу
Про 1930-е годы Дали писал:
Мифологизация моего образа шла быстро и уже безо всякого моего участия.
Следствием этой мифологизации стал первый (но не последний!) сюрреалистический бал, который в январе 1935 года дали в его честь. Хотя Сальвадор и был отцом сего пиршества для глаз, некоторые образы поразили даже его. Была на балу женщина с подвижным ртом на груди, были обнажённые с птичьими клетками на головах, были девушки со страшными язвами вместо одежды...
Но сейчас не о костюмах, нам интересна ванна. И ей нашлось место на балу — прямо над парадной лестницей. Ванна была наполнена до краёв и грозила в любой момент опрокинуться и рухнуть на почтенное собрание. И эта идея, заметьте, пришла в голову не самому Дали, а его поклонникам. Что ещё раз указывает на эффективность бесконечного повторения одних и тех же фраз, образов, идей...
Читайте также: