Найти тему

Psycho-Pass (1 и 2 сезон + полнометражка)

Оглавление

Я предупредил.
Я предупредил.

Как бы ни была заезжена тема утопии\антиутопии, все равно именно к этому движется общество. И, как мне кажется, это все равно остается наиболее приемлемой моделью организации общества. Да хотя бы просто потому, что это работает.

Лично мне больше нравится что-то вроде "Гармонии" от Сатоши Ито, где осмысляется текущее общество и система, где война происходит не с порядком, а с самим собой в попытках принять его. Разумеется, многие любят романтизировать эту тематику, превращая пищу для размышлений в тотальное непотребство. Как пример, я могу привести "шедевры" в виде "Голодных игр", "Дивергента" и т.п., когда, как любит говорить Дим Юрич, малолетние дебилы на волне своего недовольства текущим политическим режимом начинают устраивать разного рода протесты и восстания, зачастую с кровопролитием и невероятным ущербом. Так как мы имеем дело именно с романтизацией, то главгерои всех победят, настанет новая светлая эра и все будут счастливы... как только оплачут жертв всей этой движухи... Вот только история циклична, и на смену одному "тирану" приходит следующий. Почему-то большинство людей пытается воспринимать подобное с позиции своего текущего состояния, и, я считаю, это главная причина непонимания концепции таких вот "кровавых режимов". Человек, родившийся в такой системе, априори не знает о ваших "свободах" по ту сторону экрана\манги\книги, ровно как и вы не представляете жизнь без текущей системы. Отсюда можно сделать логичный вывод, что, поставив себя в ровно такие же условия вымышленного мира, отбросив реальный, мотивация и причинность поступков и суждений кардинально изменятся.

Именно это происходит с главной героиней - Аканэ Цунэмори. Она, даже узнав всю правду о том, что именно из себя представляет Сивилла, все равно осталась при мнении, что обществу нужна эта система, хоть и действует она порой слишком логично. Именно принятие подобной антиутопии\утопии заложено в один из главных стержней развития этого персонажа, которое замечательно раскрыто через взаимодействие с другими ключевыми персонажами. Вторым же стержнем развития я бы назвал способность держать свой цвет психопаспорта в пределах нормы, допуская редкие повышения уровня преступности в критические моменты стресса. И мне искренне жаль, что не показали ее уровень, когда она получила ухо своей бабушки в коробочке (2 сезон). Кстати, я не могу не отметить, что это роднит ее с антагонистом первого сезона, который так же мог удерживать свой психопаспорт чистым. Вообще, мне кажется, что это довольно важный момент.

1 сезон.

22 эпизода.
22 эпизода.

Я не хочу детально разбирать каждый поворот сюжета, так что постараюсь быть более кратким и пройдусь по ключевым эмоциональным отпечаткам.

Изначально мне казалось, что главным героем был именно Синъя Когами, местный г-н Холмс, но потом я начал подозревать, что это не так. Хотя, наверное, Холмс он только процентов на 75, а остальные 25 - это команда. Наверное, это все, что я бы хотел сказать, ибо этот герой понятен и довольно прост. Исключение - крайне живой и пытливый ум. И отдельное спасибо за диалоги с профессором.

Сюжет сильный, но не идеальный: тут есть и головоломки, выраженные в попытках трактовки мотивации и поведения антагониста, приправленные огромной кучей отсылок и цитат к работам значимых для культуры личностей, и сюжетные повороты (например, с Сивиллой), которые, к сожалению, не вызывали "вау" эффекта, и продуманные весьма хорошо раскрытые персонажи, и интересные диалоги, способные занять почти всю серию, которые в полной мере помогают понять причину морального выбора того или иного персонажа. Я не могу сказать, что в сериале оставались мало или плохо раскрытые персонажи, а если такие и были (например, Сион Караномори - аналитик\куллхацкер), то раскрывались именно настолько, насколько это было необходимо для повествования.

Сёго Макисима, как антагонист, так же получился крайне продуманным персонажем с потрясающей харизмой и изюминкой в виде способности очищать свой психопаспорт до нуля в моменты наивысшей эскалации. Тебя цепляет его способность сохранять свой психопаспорт чистым при планировании преступлений и убийств. Как? Почему? Неужели он настолько убежден, что совершаемое им не преступление? Да нет. Он прекрасно все осознает. Тогда как? Крайне сложно не соглашаться с его точкой зрения (а может быть даже и с методами), когда ее начинают полноценно раскрывать, что ставит тебя самого, как зрителя, в моральный тупик, заставляя выбирать, кому же симпатизировать больше: продуманной системе, которая решает, достоин ли ты находиться в обществе и в качестве кого, или же человеку, воспротивившемуся самой идее того, что за тебя уже все решено, а вследствие чего твое существование лишено какого-либо смысла.

Сивилла - тот факт, что с ней явно что-то не так был понятен с самого начала, однако микро "вау" эффект случился именно тогда, когда я узнал, что это не ИИ, а коллективный разум из отморозков с асимптоматикой преступлений: людей, вроде Сёго, которые оставались невидимы для Сивиллы несмотря на абсолютно аморальные замыслы. Может ли коллективный разум из сотен, а то и тысяч, мозгов людей, совершавших деяния сродни деяниям Макисимы, быть судьей? Эта тема затрагивается как раз во втором сезоне. Но, тем не менее, до второго сезона на тот момент было еще достаточно серий, а вопрос вставал уже сейчас. Сказать, что это нелогично\неправильно\абсурдно нельзя, ведь как еще оценивать потенциальных преступников?

Про команду мне особо нечего сказать: набор людей со своей жизненной позицией и опытом, созданный для того, чтобы дать развитие ГГ. Хотя, далеко не во всех тайтлах команда ГГ создается для этого. Как было сказано выше - каждый член команды раскрывается ровно настолько, насколько это нужно.

Остается подытожить:
Сезон вышел весьма хорошим: звуковое сопровождение является частью сериала (не отвлекает от видеоряда); опенинги и эндинги - ЩИКАРНЫ; рисовка и стилистика - показались необычными и нешаблонными; постановка сцен; композиция и режиссура явно заслуживают похвалы, расчлененка, мрачность и холодные тона - на месте.
Итог: 4.7 из 5.

2 сезон.

11 серий.
11 серий.

Да, он хуже первого, но машу ж вать! Он не настолько хуже, чтобы прямо быть вообще помойкой!

Для начала, в нем вдвое меньше серий. Возможно, будь больше - глубже бы раскрыли новых персонажей. Из-за сжатости по времени раскрытие некоторых персонажей происходит слишком стремительно, и ты не успеваешь проникнуться.

Да, Когами тут нет, ведь не он ГГ сериала (может быть сезона, но не сериала).

Сюжет, внезапно, все еще есть. И он все еще хорош. Моральная дилемма: WC? Какого цвета Сивилла? Какого цвета Кирито? Кто осудит саму машину? Парадокс всемогущего. В подаче стало больше концентрированной жестокости, больше акцентов на несовершенстве Сивиллы и ...

Меньше философии, что, на мой взгляд, в минус. Не хватает интересных диалогов.

Антагонист стал более простым, мотивация - слабее, харизма - распространяется только на персонажей, но не на тебя. Объяснение невидимости для Сивиллы более скучное (но довольно изящное), чем у Сёго, но зато есть четкий план и последовательность, и, если в первом сезоне Когами старался предугадать следующий шаг Сёго, то тут Аканэ эволюционирует в Когами.

Так же есть пара линий в сюжете, которые можно было бы лучше раскрыть, если бы не короткое экранное время. А, и "лучше" - это я про подачу, а не про глубину. С глубиной тут все вполне нормально.

Итог: второй сезон явно уступает первому, местами весьма значительно, но все еще остается весьма интересным, дарующим чувство безысходности, когда каждая новая атака Кирито наносит все более существенный ущерб. В эти моменты я начинал верить, что бюро обречено на поражение.
Относительно первого сезона: 3.4 из 5.
Относительно аналогичных аниме: все еще 4.5
К технической части особо нареканий нет.

Ну и полнометражка.

115 мин.
115 мин.

Увы, тут чего-то конкретного я сказать не смогу.
Это просто хороший фильм и, мне кажется, авторам удалось обособить его, несмотря на одну вселенную.
Сивиллу в массы. Когами с нами. Даже камео у Макисимы есть.
Техническое качество весьма высокое.
Итог: 4.4 из 5.

Общий итог

Я ни капли не жалею потраченного времени, ибо тайтл весьма хорош. Даже если второй сезон значительно проседает, а полнометражка кажется просто блокбастером без тонкой морали, я все равно советовал бы посмотреть все.