#ЕдемвЕреван. Военно-Грузинская дорога очень красива и хорошо изучена российскими туристами. От Степанцминды до Тбилиси всего 150 км, даже если вы не купили грузинскую сим-карту и у вас нет роуминга – точно не промахнетесь мимо грузинской столицы – путь один, но выезжать лучше пораньше, чтобы не попасть в вечерние пробки и успеть насладиться чудесными видами, которые открываются за каждым поворотом.
Я, правда, помню все эти виды почти наизусть, поэтому сосредоточился на вождении по горному серпантину, где наш Haval H2 показал, на что способен его китайский полуторалитровый турбированный мотор мощностью 143 лошадиных силы. В общем – неплохо он справился, но я бы в таких условиях предпочел версию с механической коробкой передач. Спортивного режима у «автомата» нет, в драйве реакция на резкое нажатие педали газа довольно неспешная, выручает только переход в ручной режим. А вот к управляемости и здесь особых претензий не предъявишь – кроссовер охотно заныривает в повороты, руль не «пустой». Впрочем, гонки на серпантине пришлось прекратить очень быстро – мы въехали в такой плотный туман, что временами не могли целиком разглядеть идущую впереди фуру.
Спустившись с Крестового перевала, мы совершенно случайно заметили друзей из проекта «Авторазум» на трех Land Rover Discovery. По счастью оказалось, что они тоже ехали в Ереван. Нам тут же выдали рацию и дальше мы поехали дружной колонной. Профессиональные путешественники поделились свежей информацией, от которой мне стало немного грустно. В прошлом году я, грешен, не особенно обращал внимания на грузинские скоростные ограничения, ведь и сами грузины любят погонять, к тому же, как мне говорили, российских знаков грузинские радары не читают. Но теперь оказалось, что вроде бы читают и уже были прецеденты, когда на границе требовали заплатить штрафы.
Но самое худшее, оказывается, подстерегало в Армении – здесь камеры на каждом шагу, в каждом селе, причем ограничения скорости часто совершенно неразумные, например, на пустом участке шоссе вдруг может быть знак на 50 или на 40. В Армении правила нужно соблюдать строжайшим образом, вся информация с радаров поступает на границу мгновенно. И на въезде, и на выезде проверка на штрафы обязательна, оплата тут же. Иначе не впустят, или не выпустят. Бесплатно можно ехать +10 км/ч от разрешенной скорости. Поскольку наши друзья не впервые въезжали на своих «дискарях», их сразу отправили на эту самую проверку, так что мы прошли границу даже быстрее.
ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ ГРУЗИИ И АРМЕНИИ
Если вы едете в Ереван, то переходить лучше через таможенный пост Баграташен, это правее по карте, ближе к Азербайджану. Вечером 27 сентября 2019 года со стороны Грузии там было совсем свободно, досмотр – формальный. Пассажиры выходят и проходят границу отдельно. Справа по курсу сразу после грузинского поста есть duty free, литр виски Баллантайнс обошелся нам в 843 рубля. Платили картой, потому что рядом мужики жаловались на плохой курс доллара в этом магазине. Интересно, что дьютик работает только в сторону Армении, даже паспорт требуют, по пути в Грузию бухло не продадут.
Армянскую границу проходили дольше, там небольшая очередь скопилась из-за того, что при въезде нужно идти в отдельное окно – платить экологический сбор. За наш Haval H2 (1500 см3, 143 л.с.) взяли 3850 армянских драм. Курс – примерно 7 драм за 1 рубль, то есть около 550 рублей. Так же обязательно нужно купить местную страховку. Минимум на легковой автомобиль – 5000 драм за 10 дней (714 рублей). Но мы взяли на 15 дней за 7000 драм (1000 рублей). Говорят, раньше брали еще за временный ввоз транспортного средства, но на сегодня нужно только эти две бумажки – экологический сбор и страховка.
Те, кто не впервые въезжают в Армению на автомобиле, проходят обязательную проверку на неоплаченные штрафы. Страховку можно купить сразу на выезде с поста. Ларьки находятся справа, на круговом движении. В большинстве не принимают карты, но возьмут любой нал, даже валюту (хотя это и незаконно).
Дороги в Армении намного хуже, чем в Грузии. Чувствуется, что Штаты не вваливали сюда миллионы долларов. Может, Россия поможет? Как раз саммит ЕВРАЗЕС в Ереване, Путин приехал…
Еще на границе армяне сказали, что на Ванадзор ехать не надо – сплошная стройка и очень много камер, езжайте через Дилижан. Мы все равно туда собирались, поэтому так и поступили. Ночью пробирались через горы и думали – если здесь яма на яме, попадаются выбоины размером с колесо, где можно оставить всю подвеску, то что же на «плохой» дороге? Камер действительно нереально много, пожалуй, даже больше, чем в Москве и Подмосковье. В каждой деревне стоят эти французские «скворечники» - подмигнул тебе красным – есть фотофиниш! В начале участков фотофиксации обязательная табличка – смотрите по сторонам внимательно, таблички маленькие, пропустить их очень легко. Лучше купите недорогое платное приложение «Стрелка», большинство камер эта программа видит, а в Ереване даже предупреждает о камерах на полосу и стоплиниях. И не пренебрегайте яндекс-навигатором, там камеры тоже указаны.
Чтобы не оставаться без интернета, купите местную сим-карту. Мы взяли симку Ucom. Тариф за 2000 драм (285 рублей) – это 150 минут звонков по Армении и 4 Гб интернета. Связь очень хорошая, берет везде, есть 4G.
От Багратшена до Дилижана всего 115 км, но ехать долго, петляя по горным серпантинам. Мы попали в ночь, не видели красоты, а жаль, но ничего не поделаешь, надо было планировать маршрут заранее. И загодя заботиться о жилье. В Армении жилье оказалось на удивление дорогое. За 2 550 рублей – и то после жесткого торга, удалось вписаться в гест-хаус Магнит. Спасибо хозяевам, пустили в два часа ночи, при том, что мы ломились без предупреждения, даже без брони на букинге или бнб. Но если бы у нас было время и возможность выбора, то в номере со скрипучей кроватью, жутким дешевым декором, пододеяльником в заплатах и окурками в ведре мы бы ни за что не остановились, во всяком случае, по такой цене. Хозяева кроят на всем, включая завтрак – бумажные сосиски, гречка, маргарин, яйцо. Полный П, короче говоря.
В самом Дилижане смотреть не на что. В центре городка, у автовокзала, превращенного в безвкусное кафе, стоит памятник Мимино – попили из фонтанчика и поехали на Севан. Возле Дилижана заправились на колонке Flash, сначала спросив у местных, где "не отравишь мотор". 92-й бензин стоит 420 драм, 95-й - 450 драм. Это дешевле, чем в Грузии. Говорят, этот "Флеш" покупает бензин у Лукойл. Но 70% местного автопарка на газу - найти газовую заправку проще, чем обычную.
С погодой не повезло – накрапывал дождик, небо хмурилось облаками. По совету друзей заехали в ресторан «Лаваш» (в яндексе - отель Лаваш, Севан). Отведали знаменитый местный специалитет – кебаб из раковых шеек (4000 драм за порцию) и много чего еще – две ухи из сига, огромную тарелку салата из свежайших помидоров и огурцов, куриную грудку табака, сыры, соус, пирожок с рыбой, бутылку минералки Джермук – за все 10 000 драм, то есть 1430 рублей. Объелись, было очень вкусно, не зря же сюда автобусами возят иностранных туристов. Жаль только, искупаться я не смог – вода в Севане холодная, без солнца не в кайф.
Зато познакомился с армянской самомойкой – кидаешь в допотопный аппарат 200 драм – успеваешь ополоснуть водой и облить всю машину пеной. Еще 200 драм хватает, чтобы пену смыть. Итого – 57 рублей за все. Пена, правда, жидковата…
После Севана к Еревану ведет отличное шоссе с более – менее разумным ограничением 90 км/ч (+10 км/ч). Всего 68 километров и мы в столице Армении. Здесь с букингом получше. За 1800 рублей вместе с завтраком сняли номер в скромном, но очень чистом и приятном отеле Albert House Hotel and Tours на улице Заваряна 12/1. Рекомендую – пять минут пешком от площади Республики, за углом отличный супермаркет (250 грамм коньяка Арарат 3 года за 350 рублей) Коньяк в рюкзак и прямым ходом в центр. Здесь не меньше вкусных кафе, чем в Тбилиси, но воздух гораздо чище, вообще нет языкового барьера и люди очень дружелюбны. И, главное, так тепло, что можно днем ходить в футболке, а вечером достаточно легкой толстовки.
Короче говоря, мы очень рады, что добрались до Еревана и пока не пожалели, что затеяли путешествие в Армению. Подписывайтесь на канал АВТОТУРИСТ, ставьте лайк и следите за обновлениями. Я постараюсь познакомить вас с местными достопримечательностями.
Предыдущие посты по теме #едемвЕреван
Старт из Москвы, трасса М4, расход, поведение автомобиля
Москва - Степанцминда. Общий расход на трассе, переход грузинской граицы, пробки.