ГЛАВА 25-я (в). О форме и содержании, часть 3-я.
А эта история произошла со мной лично…
Довелось нам с Айнаром, инструктором курса «Смехотерапии», как-то раз побывать на встрече с одним монахом – мастером духовной практики дзэн. Просто случайно попалось на глаза, хотя, впрочем, ничего случайного в мире не происходит, рекламное объявление в газете о бесплатной лекции на тему дзэна, и мы почему-то решили сходить, благо и место, и время устраивало. Хочу оговориться сразу, что на месте дзэна могли быть и йога, и рейки, и цигун, и многое другое из «арсенала» восточных духовных практик. Заинтересовало меня то, что мастер – из корейского дзэнского монастыря. Корея – это, аккурат, на другой стороне земного шара! Попытался представить себе, что же должно сподвигнуть человека проделать столь неблизкий путь? Какие такие слова надо произнести на другом конце света, ради которых стоило срываться с места? Неужели всё затевалось только ради рядового выступления перед аудиторией из нескольких десятков человек? Как ни крути, а население в Корее многомиллионное, что в северной (15 миллионов), что в южной (32 миллиона). Значит и потенциальных слушателей, против латвийского, раз в 10, а то и в 20 больше будет. Интересно…
Но, собственно, после самой лекции мне захотелось написать уже не о мотивации этого приезда, а ещё раз о… форме и содержании.
***
Достаточно экзотичным и удивительным был не столько сам наряд корейского монаха, а то, что в этом наряде сидел… европеец! Вполне допускаю, что эта одежда наиболее целесообразна и оптимальна в условиях жизни на корейском полуострове, но в нашей среде это смотрелось немного странно.
Ни слова бы не сказал, увидев на наших улицах японцев, разгуливающих в кимоно. Это всё их – с рождения. Возможно, им в родном кимоно намного уютнее. Так же вполне понятно и то, что скандинав, приехав в жаркую Индию, может быстренько переодеться в индусскую одежду, соответствующую тому климату. И это никак не предательство национальных интересов, а чисто прагматический подход к сохранению своего здоровья. Но трудно понять или найти какой-либо смысл всей этой внешней атрибутике в ситуации, когда в столицу вполне европейского государства, в костюме монаха корейской ветви японского дзэна, приезжает чех, у которого духовный учитель болгарин, живущий во французском Париже. Понятно, если бы всё происходило там, в Корее, в монастыре, или приехавший сюда был бы оттуда родом…
Есть определённые отличия в той же одежде, подчеркивающие принадлежность человека к тому или иному положению в обществе или виду деятельности: та же школьная форма выделяет учащихся, а военная – защитников родины. Такое положение полностью оправдано и даже необходимо. Но трудно себе представить латыша, телохранителя из охраны президента, или славянина, командира десантной роты псковской дивизии ВДВ в костюме ниндзя и с самурайским мечом, оправдывающих свой внешний вид данью уважения к восточным боевым искусствам, которыми они занимаются в свободное от работы время. Так же нелепым будет прийти на приём к английской королеве со своим ковриком и усесться на пол, как это делают на востоке.
Конечно, я немного утрирую ситуацию, но только лишь для того, чтобы обратить на неё более пристальное внимание. Я не посягаю на свободу человека. Ему решать, во что и когда одеваться, что, где и как кушать, что и с кем делать… Это его свободный выбор. Но жаль, когда слепо следуют форме, и тем более, если забывают о содержании.
***
Вот смотри, Миша, - начал разговор Айнар, после того как мы выбрались на улицу из переполненного зала, - всё упирается в одно: есть человек, и есть его жизнь. И человек, не понимая её, не понимая, чего она от него хочет, так или иначе, от этого страдает. Проблема всего одна, а вот формы этой проблемы могут быть очень многообразны. Тут и болезни, и неудачи, и различные страхи… всего не перечислить. Это многообразие вообще-то и путает человека, но это лишь следствия всего одной единственной причины – нежелания налаживать должный диалог со своей жизнью.
У каждого народа на Севере, на Юге, на Востоке, на Западе есть такие Знания, с помощью которых этот диалог можно наладить быстрее. Такие Знания даны человечеству. Но, сообразуясь с культурой, традициями, менталитетом и многим другим, форма преподнесения этих Знаний на начальном этапе может сильно разниться, хотя суть их остаётся одной и той же. Эти начальные различия или специфические особенности могут для другого народа, другой культуры стать просто неприемлемыми. Как по поговорке: «Что русскому здорово, то немцу – смерть», и наоборот.
***
Непосредственно о лекционном материале и способе, которым он преподносился, разговор может быть достаточно долгим, и, наверное, лучше его провести отдельно. На Востоке, такая подача возможно и прошла бы «на ура», но здесь, как я заметил, далеко не всё было гладко.
То, что говорил и пытался донести до наших слушателей мастер дзэна, наверное, сначала лучше было бы дать ощутить, пережить практически – так оценил действия лектора Айнар. - Тогда хоть стало бы понятно, о чём идет речь. А так всё сводилось к интеллектуальной игре слов, практически не имеющей никакого прикладного значения.
Вот, смотри… Ну, что даёт человеку фраза – «надо подходить ко всему без умственного дуализма», если он никогда не сталкивался с опытом глубокой осознанности? Ничего не даёт. А по большому счёту, просто смущает и путает. Это как в детском саду взять и заявить, что высшая математика гораздо «круче» алгебры. Но, подожди, им же ещё даже про арифметику с таблицей умножения не рассказали.
Слова-то, в принципе верные, только как-то, может, не совсем вовремя сказанные. И не возразишь открыто – всё-таки, человек уважаемый, авторитетный, и издалека приехал, – улыбнулся Айнар. - Но и принять всё услышанное тоже трудно – уж очень «умно» как-то…
***
Во время лекции, для красочной иллюстрации темы встречи, мастером были рассказаны несколько восточных притч. Одна из них мне наиболее запомнилась. Она касалось темы иллюзий и того, что не стоит этим иллюзиям доверять и следовать им. Если кратко, то смысл этой притчи сводился к следующему: «Один монах-отшельник практиковал медитацию, уединившись в горах, в одной из пещер. По прошествии какого-то времени, во время занятия он вдруг увидел неописуемой красоты женщину, которая вся лучилась светом и любовью. Она сказала монаху, что благодаря своим занятиям, он достиг нужного духовного уровня и уже способен делать разные чудесные вещи. И, как пример его выдающихся возможностей в целительстве, попросила его взять острый камень и поранить себе кожу на голове так, чтобы пошла кровь. Монах послушно ударил себя камнем, и из раны потекла кровь. «Теперь просто проведи рукой над ушибом», – сказала женщина. Монах сделал то, что она просила, и боль утихла! А, стерев кровь с головы, он обнаружил, что исчезла и сама ссадина от удара! «Ну, как, убедился в своей силе?!» Монах только кивал в ответ. «А ещё ты можешь летать! Пойдём со мной…». Монах пошёл за прекрасной женщиной, и они поднялись на высокую гору. И, когда поднялись на самую вершину, она сказала ему: «Лети!..» Он покорно шагнул в пропасть и полетел… вниз и… разбился».
«Вот почему не надо следовать иллюзиям! Можно просто потерять своё тело. А потом потратить много времени в следующей или следующих жизнях на то, чтобы опять подойти к практике этого учения», – закончил притчу мастер дзэн.
А вот тут, Миша, хотелось бы разъяснения этой притчи всё-таки дополнить. Иначе ничего кроме заронившихся сомнений, замешательства и потенциальных страхов в ожидании чего-то подобного, у людей, практикующих медитативные практики, не возникнет. Представь себе человека, который хочет научиться медитировать и одновременно боится этого процесса?! – рассмеялся Айнар. Это прямо, как у Жванецкого: «А вы пробовали принять слабительное со снотворным? Оч-чень интересный результат!»
А дополнить хочется следующим… Отличить иллюзию от реальности, если она настолько же реальна, как окружающий мир, достаточно трудно, практически невозможно. В каком-нибудь кошмарном сне ты же в холодном поту проснуться можешь. Для тебя там всё было реальностью.
Но так же, как и мы – взрослые - не хотим плохого для своих детей, СТАРШИЕ хотят нам только хорошего! У них по отношению к нам одна задача – помочь нам быстрее стать ВЗРОСЛЫМИ, такими же, как ОНИ. И разговор с НИМИ всегда направлен только в одну сторону – в сторону совершенствования. И если в этом контакте-общении ОНИ начинают нахваливать какие-либо достоинства, качества или возможности человека, и он на это «повёлся», то всё – дальнейший разговор о каком-либо развитии прекращается. Человек просто будет терять время на взращивании различных «чудес». Будет терять время своей жизни ровно столько, пока этого не поймёт. Это как я пришёл в школу за знаниями, необходимыми для поступления в институт, где всё ГОРАЗДО интереснее и значительнее, но в «9» классе мне так понравилось, что я решил в нём «зависнуть». Собственно, ничего плохого…, только об институте разговор уже не ведётся. То есть я просто размениваю и предаю свою мечту, цель…
Вот почему, образно говорится, что человек, остановившийся в своём развитии, уже умер, только пока этого еще не узнал!
Вот так ОНИ на некоторых этапах обучения могут запросто проверить человека на его устремлённость. И та же притча ещё раз подтверждает, что без наставника - учителя, который может научить, объяснить, помочь, подсказать, подстраховать, в это лучше не лезть. Иначе дело добром может не кончиться.
Продолжение следует....
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4 и 5
Главы 6 и 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 10 (продолжение)
Глава 11
Глава 12
Глава 13
Глава 14
Глава 15
Глава 16
Глава 17
Глава 18
Глава 19
Глава 20
Глава 21
Глава 22
Глава 23
Глава 23 продолжение
Глава 24
Глава 25 (часть а)
Глава 25 (часть б)