Найти в Дзене

«451 градус по Фаренгейту»

«451 градус по Фаренгейту – это температура, при которой загорается и горит бумага». Это был эпиграф к самой, наверное, жуткой книге Рэя Дугласа Брэдбери. Почему? Попробую рассказать. Книга описывает будущее. Будущее, казалось, бы хорошее – в США эра изобилия, нет ни забот, ни хлопот. Жители США – типичные «потребители», у которых всё есть – дорогие и быстрые машины, дома, в которых приятно жить, нет почти никаких запретов… Почти. Потому что один запрет всё же есть – запрет хранить и читать книги. Книги официально запрещены. Те, кто хранит книги – преступники. Книги положено сжигать – вместе с домами тех, кто книги хранит. А зачастую – и с людьми, которые эти книги хранят. Именно такими вещами и занимаются пожарные… Гай Монтег – главный герой книги. Он – пожарный, и на его счету немало «ликвидированных» домов. Но, однажды, с ним произошло то, что заставит его изменить свои взгляды почти на всё. Собственно, сначала была встреча с соседской девушкой, Клариссой Маккеллан, которая прост

«451 градус по Фаренгейту – это температура, при которой загорается и горит бумага».

Обложка книги
Обложка книги

Это был эпиграф к самой, наверное, жуткой книге Рэя Дугласа Брэдбери. Почему? Попробую рассказать. Книга описывает будущее. Будущее, казалось, бы хорошее – в США эра изобилия, нет ни забот, ни хлопот. Жители США – типичные «потребители», у которых всё есть – дорогие и быстрые машины, дома, в которых приятно жить, нет почти никаких запретов… Почти. Потому что один запрет всё же есть – запрет хранить и читать книги. Книги официально запрещены. Те, кто хранит книги – преступники. Книги положено сжигать – вместе с домами тех, кто книги хранит. А зачастую – и с людьми, которые эти книги хранят. Именно такими вещами и занимаются пожарные…

Пожарные за работой...
Пожарные за работой...

Гай Монтег – главный герой книги. Он – пожарный, и на его счету немало «ликвидированных» домов. Но, однажды, с ним произошло то, что заставит его изменить свои взгляды почти на всё. Собственно, сначала была встреча с соседской девушкой, Клариссой Маккеллан, которая просто «была не как все». Она говорила о странных – с точки зрения Гая - Вещах. О росе на траве по утрам, о том, что она не смотрит ТВ и не ходит на спортивные шоу. О том, что на Луне, если присмотреться, можно увидеть человечка… Для Гая это было… не просто необычным. Для него это было чем-то… ошеломляющим. Просто потому, что Гай был женат уже несколько лет. Но его жизнь дома не была счастливой. Жена, Милдред, с каждым днём отдалялась от него. Ежедневный просмотр телепередач, прослушивание радио, гонки на машинах с очень высокой скоростью – ездить медленнее определённого порога запрещено законом. Кларисса рассказала о том, что её дядю арестовали за езду со скоростью 40 миль в час (на самом деле – правильно, так как он представлял угрозу для тех, кто ехал с высокой скоростью). В общем, Гай несчастлив в своей жизни. Да, у него есть всё, о чём может мечтать простой американец – но Гай вовсе не ощущает себя счастливым человеком…

К тому же, придя домой, после разговора с Клариссой, Гай обнаруживает, что Милдред выпила все таблетки снотворного из аптечки. Он вызывает «скорую», и оказывается, что такие случаи – не редкость… Это всё оказывает давление на нервную систему Гая Монтэга, пожарного, ещё совсем недавно даже не помышлявшего о том, что весь его мир – вовсе не идеален…

Вторым случаем было то, что на одном из вызовов, женщина, которая хранила и читала книги, во время визита пожарных, процитировала отрывок из «Книги мучеников» Джона Фокса и сожгла себя. Это было жутким зрелищем, даже для опытного пожарного, которым был Монтэг. На обратном пути он спросил командира расчёта (брандмейстера) Битти, о тех словах, что сказала дама. И Битти рассказал, откуда они. На невысказанный вопрос Гая, Битти ответил, что он буквально напичкан цитатами, у брандмейстеров это не редкость… Всё это, да ещё и разговор с Битти на следующий день, полностью меняет взгляды Гая на жизнь, и в конце концов он срывается…

Гай Монтэг и Механический Пёс
Гай Монтэг и Механический Пёс

Роман Брэдбери считается классикой фантастики. Здесь нет никаких чудес науки (единственное, что на самом деле выглядит таким «чудом» – это Механический Пёс), ведь почти всё, что есть в романе – есть и в нашей жизни. Сверхскоростные бомбардировщики, что летают над городом? У США есть B1B “Lancer”, у нас – Ту-160, «Black Jack», по классификации NATO. Телевизоры во всю стену? Телегостиные? Давно есть в продаже… Смущают авто со скоростями до ста миль в час – зачем? Но, самая жуть романа в том, что всё описанное – оно медленно, но верно начинается в реальности.

Люди перестают читать книги. Нет, они покупают что-то – и даже читают. Но что они покупают? «Мой лучший друг – желудок»? «Возлюби болезнь свою»? Разного рода «Секреты бизнеса»? Я не говорю о тех авторах, о которых Фабер говорит в романе – Бернард Шоу, Уильям Шекспир и прочие – как ни крути, но это произведения на любителя (я сам, хоть и читал того же «Гамлета» и «Ромео и Джульетту», не могу назвать их любимыми произведениями), но даже обычную художественную литературу сейчас мало кто читает. Кого не спросишь – нет времени. У них есть время на «посидеть и выпить», «посидеть с шашлыками», «посидеть, посмотреть футбол», «посмотреть ТВ»… Только вот на книги у них нет времени. Зачем что-то читать, если можно посмотреть фильм? Поиграть в игру? Книга – она заставляет думать. Даже самый примитивный детектив Донцовой (не к ночи будь помянут!) заставляет включать воображение и думать о том, что происходит в книге, а уж что-то более серьёзное…

Брандмейстер Битти. Когда-то пытался быть "вне Системы", но сломленный ей...
Брандмейстер Битти. Когда-то пытался быть "вне Системы", но сломленный ей...

В любой книге есть так называемая «ключевая сцена», сцена, которая отображает весь замысел автора – и здесь это монолог брандмейстера Битти о том, как мир дошёл «до жизни такой». Он говорит о том, что началась всеобщая «уравниловка». Что стало нельзя задевать представителей других национальностей, других религий, других религиозных конфессий и так далее. «Цветным не нравится книга "Маленький черный Самбо". Сжечь ее. Белым неприятна "Хижина дяди Тома". Сжечь и ее тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку легких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь все, что рождает тревогу. 'В печку! Похороны нагоняют уныние-это языческий обряд. Упразднить похороны. Через пять минут после кончины человек уже на пути в "большую трубу". Крематории обслуживаются геликоптерами. Через десять минут после смерти от человека остается щепотка черной пыли. Не будем оплакивать умерших. Забудем их. Жгите, жгите все подряд. Огонь горит ярко, огонь очищает.» – вот выдержка из него. И ведь нельзя не заметить, что многое, из того, что говорит Битти – становится явью. Сначала в США запретили говорить «цветной». Да, согласен, что это было оскорбительно. Потом запретили слова «негр» и «чёрный». Теперь это – «афроамериканцы». А что потом? «Афро-белый принтер»? Машина «Афро-американского» цвета? Менять слово «чёрный» на что-то другое во всех книгах? А ведь представители некоторых движений уже требуют запрещать фильмы и книги, в которых, например, показывают «красоту женского тела» – мол, они оскорбляют так называемых, «бодипозитивщиц»! Те, кто исповедует «веганство», требуют запрета мяса. А сколько всего этого в кино и книгах? Тоже будут требовать запрета ведь… И это только единичные примеры того, что происходит сейчас.

О самом романе Брэдбери можно говорить много, но всегда верно одно. Это не развлекательное чтиво. Это серьёзный роман-предостережение. Предостережение о том, что, отказавшись от книг, люди в самом деле, могут стать такими, как было описано в книге. Любителями острых ощущений, любителями жестокости, ненавидящими всех тех, кто хоть немного отличается от остальных. В романе люди ездят на машинах со скоростью сто миль в час – потому, что им не хватает острых ощущений. Человеческая жизнь утрачивает ценность – об этом говорит один из медтехников, что спасали жизнь Милдред, после её попытки покончить с собой… Так как многое из того, что было описано в романе «451 по Фаренгейту», становится реальным, книга и пугает… Её определённо стоит прочесть – она может понравиться, а может и не понравиться, но… Прочесть её стоит.

С Вами был Алексей Аряев! Поддерживайте мой канал Вашими «королевскими лайками» и подписывайтесь на него! Читайте хорошие книги, например, качественную фантастику. И рассмотрите возможность, поддержать канал финансово по указанным ниже реквизитам. 410011418909383 - яндекс-кошелёк, 4276 4800 1954 8968 - счёт карты сбербанк.