Найти тему

Моя незнакомая дочка-тинейджер

Добрый день, Валерия!

В последнее время много внимания в Сети уделяется случаям подросткового суицида. У меня дочке 14 лет - домашняя, тихая девочка. Не могу сказать, что у нее есть проблемы или что ее интересует что-то криминальное. Но меня все это тоже взволновало. Я действительно, как и большинство матерей, много работаю. И порой общение с дочерью сводится к разговору за ужином: как дела в школе, какие отметки, приходил ли репетитор, каковы успехи. И все это как бы мимоходом, простые короткие вопросы и односложные ответы. Вроде, и поговорили. Отец – тот вообще никогда не интересовался жизнью дочери. Ему важно, чтобы все было в норме: материальное положение, порядок в доме. Дача тоже отнимает немало времени.

Но на работе в последнее время много говорим на эти темы. И ведь в самом деле: совершенно мы не знаем своих детей. Чем живут, что читают, с кем дружат. Я попробовала поговорить с дочерью за чаем. Так она на меня посмотрела, словно я – чокнутая и ушла в свою комнату. У нее компьютер, Интернет, уроки. Я-то все время думала: как это хорошо, что она у меня ни в какие клубы не рвется, дискотеками не интересуется. А, может, было бы лучше, если бы она как все была: клубы, макияж этот дурацкий бровастый. Понятнее было бы. Недаром же в народе говорят: в тихом омуте черти водятся. И вот теперь неспокойно на душе. И не знаю, как к дочери подступиться. А с другой стороны: привыкли все жить именно в таком режиме общения. Никто никому не мешает, и я могу после работы спокойно посидеть, телевизор посмотреть. Может, все не так страшно, как говорят?

Лидия Сергеевна, 40 лет.

Отвечает психолог Валерия Коваленко:

Добрый день, Лидия Сергеевна!

Может быть, действительно: все в вашей семье в порядке. Нормальная, адекватная дочка, для которой важна школа и то, как она сдаст ЕГЭ. И ее пока совсем не интересуют взрослые вопросы, поиски смысла жизни и своего пути в этом мире.

Но знать своего ребенка, особенности характера, его увлечения – весьма важно для родителей. Важно понимать, что в данный момент волнует вашу дочь, влюблена ли она. Если влюблена: кто этот мальчик, по которому она тихо плачет ночами. Важно знать, чем занимается ваш ребенок за закрытой дверью своей комнаты. Нет, не шпионить за ним, не проверять его рабочий стол в поисках дневника или случайных заметок, не контролировать каждый шаг.

Важно общаться с ребенком, быть для дочери авторитетом, другом, защитником. Тем человеком, к которому она придет за советом для решения своих подростковых проблем.

Да, я понимаю, работа отнимает много сил и энергии. И вечерами больше всего на свете хочется уединиться, в спокойной обстановке посмотреть любимый сериал, почитать. Да мало ли чем необходимо заняться женщине, у которой есть семья, работа, дача?

Но, несмотря на свою занятость, необходимо уделять своим детям максимум внимания.

Вы уже проанализировали свои отношения с дочерью и заметили, что общения у вас практически нет. Вы словно чужие люди, проживающие на одной жилплощади. Пройдет еще пару лет, и вы совсем не узнаете своего ребенка и разучитесь его понимать. Вам необходимо, не откладывая в долгий ящик, выстраивать такие взаимоотношения, которые помогут вам быть рядом с дочерью, знать о ее жизни максимум, чтобы потом не волноваться и не переживать, что же с ней происходит, отчего она вдруг стала агрессивной, замкнутой. Или отчего у нее апатия или бессонница.

Выстроить такой уровень общения поможет только искреннее желание стать ближе с дочерью, быть ей защитой и опорой. Настоящий, а не поддельный, интерес к ее жизни, к ее проблемам. И важно научиться слушать своего ребенка, принимать его позицию и его философию. Несмотря на то, что девочке уже 14 лет, вы считаете ее еще маленькой. И это нормально. Она всегда будет для вас маленькой девочкой, сколько лет бы ей не исполнилось. И все же, посмотрите на нее так, словно вы ее не видели давно, словно она – чужой ребенок. Чем она живет? Что думает о вас с отцом? Кто ее лучшие подруги?

Поговорите с ней как-нибудь за ужином о жизни, о своей работе, попросите дать вам совет или рекомендацию по какой- либо ситуации. Если она снова посмотрит на вас с недоумением, не злитесь. Не пытайтесь вернуть ее насильно из ее убежища (комнаты). Столько лет вы ни о чем не говорили, ей сложно будет принять новый стиль общения. Будьте терпеливы и добры к ней!

Не стоит читать ей нотации или скучные лекции, не стремитесь рассказывать «А вот я в твои годы…» Современным детям редко бывает интересно, как же жили их родители, особенно в подростковом возрасте.

Прежде чем начинать «воспитательные» или «душевные» беседы, нужно понимать, в подростковом возрасте наши дети имеют ряд особенностей.

Особенности подросткового возраста

- Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.
- Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.
- Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».
- Подростки настолько поглощены своим половым созреванием, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.
- Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.
- Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.
- Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.
- Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые) и никаких обязанностей (как дети).
- Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».
- Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.
- У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.

И в заключение несколько рекомендаций для родителей подростков.

1. Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, акцентируйте внимание на достоинствах. Стратегия родителей: сформировать у ребенка позицию уверенного человека: «Моя жизнь зависит от меня, во мне причины моих неудач или успехов. Я могу добиться многого, я могу изменить себя и свою жизнь».

2. При общении не нужно вставать в позицию «Я учитель» и читать ребенку длинные нотации. Ребенок учится на вашем собственном примере, а не на том, что вы ему рассказываете. Ваши привычки, ваши увлечения оказывают на ребенка гораздо больше влияния, чем полезные с вашей точки зрения беседы.

3. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? А чем занят ребенок в то время, когда он один? Поинтересуйтесь, возможно, это станет для вас откровением.

4. Не стоит избегать в разговорах «запретных» тем. Кроме тех случаев, когда этих тем вы сами избегаете, так как стесняетесь или воспитаны в строгости своими родителями. Не можете говорить на отдельные темы, дайте своему ребенку подходящую книжку. Иначе ребенок будет удовлетворять свое любопытство из других, менее полезных источников.

5. Основная роль родителей: научить своего ребенка быть взрослым. Следовательно, не стоит ограничивать его в получении нового опыта. Важно страховать его, когда у него неприятности, помогать пережить «трагедию», научиться извлекать уроки из различных ситуаций.

6. Если вы поняли, что были не правы, не бойтесь признаться в этом себе и ребенку. Этим вы научите его признавать свои ошибки. И исправлять эти ошибки.

Все актуальные новости Тоснеснкого района и Ленобласти на нашем сайте