Найти тему

Топ-5 факторов, влияющих на скорость моторной лодки

1) Положение мотора на транце.

«Нога» мотора должна выступать за днище не очень сильно. Если «нога» слишком высоко, винт будет захватывать воздух, и образуется кавитация. Если нога будет опущена слишком низко, возникнет дополнительное сопротивление, которое будет снижать эффективность работы моторы. Точная длина «выступа» определяется опытным путём. Попробуйте разные положения ПЛМ. Это не очень сложно, требуется только терпение.

-2

2) Угол наклона мотора к транцевой плите (дифферент).

-3

Если угол слишком маленький, лодка будет «дыбится» (вставать на корму, опуская нос), при слишком большом угле вы начнёте «дельфинировать» (идти с резкими взмахами-опусками носа).

Нужный дифферент определяем по положению антикавитационной плиты — она должна быть примерно параллельна уровню воды или плоскости днища.

-4

3) Шаг гребного винта.

Шаг винта – такое расстояние может преодолеть винт в твёрдой среде за один полный оборот. Этот показатель определяется углом наклона лопасти. От него зависит соотношение скорость/грузоподъёмность судна. Говоря просто, винты с мелким шагом считаются «грузовыми», а винты большего шага считаются «скоростными».

Случается, что заводской винт не даёт нам ту скорость и те ощущения на воде, о которых мы мечтаем.

Для самостоятельного подбора шага понадобятся «помощники»: тахометр (чтобы измерять обороты) и, например, GPS-навигатор (для измерения скорости).

На водоёме даём газу и включаем наши приборы. Если скорость не растёт, и максимальные обороты ещё не достигнуты, можно попробовать увеличить шаг винта при следующем тесте. — Если же наоборот, достигнуты и уже превзойдены максимальные обороты, рекомендованные для вашего ПЛМ производителем, рекомендуется попробовать уменьшить шаг.

В среднем считают так: +1 дюйм в шаге даёт нагрузку +200 об/минуту. -1 дюйм даёт такую же «накрутку» в обратную сторону.

-5

4. Распределение веса в лодке.

Так называемая «перевесовка». По сути дела очень простая мера борьбы за качество перемещения и ровность хода. — Нужно просто распределить вес (людей вашей команды и вещи) более-менее равномерно по пространству кокпита. Не надо складывать всё снаряжение на корме или на носу. Или устраивать «склад» по центру лодки.

В некоторых случаях «перевесовка» поможет избежать «дельфинирования» и «кобры» и позволит выйти в глисс даже на компактной модели ПЛМ.

-6

5. Использование гидрокрыла/гидрофоила.

Вопреки распространённому суждению, применение гидрокрыльев под ПЛМ помогает улучшить ходкость и скоростные показатели не только на мощных моторах.

Известны случаи, когда использование самодельных или заводских гидрокрыльев позволяло плиссировать даже на моторах мощностью 2,5-4 л.с. Смысл в том, что сила мотора при этом более концентрированно передаётся на совершение полезной работы, не рассеивается, поэтому лодке легче выйти в глисс.

Гидрофоил можно сделать самому или заказать у мастеров, профессионально занимающихся водномоторной техникой.

В следующих заметках мы продолжим рассказывать о различных технических решениях и вариантах тюнинга, которые дают реальную пользу рыбакам и водномоторникам. Следите за обновлениями!

Ваши «Лодки Питер»