На первый взгляд может показаться, возможно так и есть, что "Алита" вполне обыкновенный блокбастер, коих множество производит киноиндустрия едва ли не каждый день: тривиальные сюжетные ходы, экранизация, эпическое повествование, пафосные реплики главных героев, тщательно выверенная картинка с обилием компьютерной графики, фантастика, в конце концов. Это всё так, от этого не уйти, но так как это самоочевидные вещи, нет смысла им уделять внимание — гораздо интереснее, и на мой взгляд единственно правильно, попытаться обнаружить различия с другими представителями массового кинематографа и тут мы можем обнаружить много всего.
Генезис
Необычность этой картины начинается уже с режиссёра. Вряд ли Роберта Родригеса когда-либо назовут великим, уж больно много в его фильмографии откровенно провальных картин, однако он уже запечатлел своё имя в истории кинематографа как самый разноплановый кинодеятель, за что был внесён в Книгу рекордов Гиннеса: для многих своих фильмов он сам является не только режиссёром и сценаристом, но ещё и композитором, оператором и др. В выборе проектов он так же разнообразен, и если разносторонностью жанров могут похвастаться очень многие режиссёры (в этом плане, пожалуй, никто не переплюнет Стивена Спилберга), то по эксплуатации различной стилистики мало кто может быть сравним с Родригесом: тут и нуарный "Город Грехов", и красочные "Дети Шпионов", и VHS-обработанный "Грайндхаус". Но что ещё важнее, говоря прямо — он снимает то, что хочет. Это звучит просто и банально, ведь независимых режиссёров не так мало, но кто окромя Родригеса готов ради принципов выйти из Гильдии режиссёров (из-за отказа на указание в титрах "Города Грехов" как сорежиссёра Фрэнка Миллера) или, что более ярко характеризует его, готов снять полноценный фильм по сюжету, придуманному его же детьми (в основу фильма "Приключения Шаркбоя и Лавы" взята история семилетнего сына Роберта Родригеса, Рейсера)? Всё это указывает нам, что если бы "Алита" была обычным коммерческим фильмом, то он бы никогда не оказался в кресле режиссёра. Тут стоит упомянуть, что изначально ставить фильм планировал Джеймс Кэмерон, но он в итоге ограничился местом продюсера.
Первоисточником фильма "Алита: Боевой ангел" является манга Юкито Кисиро GUNNM. Многие имена в английском переводе манги и, соответственно, в самом фильме изменены относительно оригинала, в том числе и имя главной героини: Алита — в манге Галли, Хьюго — в манге Юго, Грейвиш — в манге Макаку, но имя, судя по всему, получил от схожего персонажа из двухсерийной аниме-адаптации, Гурюски (кстати, в японской озвучке аниме его имя произносится едва ли не как Гришка, что звучит довольно комично для нашего слуха), и т.д. Подобных примеров множество, как и в любой адаптации и экранизации — анализу изменения имён при переходе от одного языка в другой, а так же при изменении жанра художественного произведения, можно посвятить уйму времени, но это другая история. Здесь же, я думаю, стоит ограничиться тем, что фильм, о котором мы говорим, освещает первые два тома манги из девяти (и кое-какие моменты из следующих), и довольно точно повторяет многие сцены оригинала, хотя и безусловно в смягчённой форме и с несколько изменённой хронологией.
Алита vs Капитан Марвел
Фильм "Алита: Боевой ангел" вышел примерно в одно время с ещё одним фантастическим фильмом — "Капитаном Марвел", про женщину-супергероя Кэрол Дэнверс (здесь стоит уточнить, что Алита также вполне подпадает под критерий "супергероя"). "Капитан Марвел" в данном случае выступает как представитель тенденций современного массового кино, ведь что сейчас мейнстрим как не Кинематографическая Вселенная Марвел. Между этими двумя картинами очень много схожего — обе главные героини так или иначе являются солдатами и страдают от потери памяти, оказываются в незнакомом для себя мире — тем интереснее и важнее обозначить их различия.
Например, "Алита" начинается сценой на свалке города Айронсити, где гениальный киберхирург Дайсон Идо (в фильме его играет Кристоф Вальц, его персонаж по совместительству охотник за головами, это довольно интересно рифмуется с другой ролью Вальца в фильме Тарантино "Джанго Освобождённый", где он тоже играет охотника за головами, настолько разные антуражи и настолько схожие персонажи) находит тело Алиты, вернее, то, что от него осталось — голова и часть грудной клетки. После того, как Идо соединяет Алиту с телом, которое он создавал для своей теперь уже погибшей дочери, девочка-киборг буквально учится ходить, хотя это у неё получается довольно легко. Кэрол Денверс, она же Верс, напротив, уже в начале фильма является опытным бойцом и является членом космического отряда разведки "Старфорс" и обладает огромной силой, однако не способна её использовать на полную из-за постоянный сомнений и неуверенности. В этом и заключается принципиальное отличие Алиты от Верс и это отличие хорошо проявляется в сцене, где Алита впервые сталкивается с роботом Центурионом и готова сразиться с ним, защищая маленькую собачку, и нет никаких сомнений, что она готова была сделать это даже ценой своей жизни. Для Алиты нет сомнений, она готова вступить в схватку, но осознаёт ограниченность своих возможностей, в то же время Капитан Марвел сил хоть отбавляй, но использовать их ей не достаёт мотивации. Более того, на протяжении всего фильма нам показывают моменты из жизни Кэрол Дэнверс, когда в разных ситуациях она испытывала давление со стороны представителей мужского пола. Во многом из-за подобных моментов этот фильм и критиковали, феминизм в нём прописан крупными, грубоватыми мазками, однако, на практике это скорее фильм анти-феминистичный, ведь в нём показано, что Кэрол Денверс скорее подражает мужскому окружению и действует как бы назло усмешкам окружающих, именно это мотивирует её действовать, как будто женщины способны лишь следовать по стопам мужчин. "Алита" и здесь принципиально другая, все усмешки со стороны окружающих главной героини её не особо волнуют, тем самым фильм говорит нам о том, что Алита действительно сильный и независимый персонаж. Мотивация вообще основная движущая сила современных фильмов, мы можем увидеть почти в каждой рецензии либо недовольство неубедительной мотивацией героев, либо наоборот. Алита для себя этого вопроса не ставит: ей понятно с самого сначала, для борьбы со злом не требуется особой мотивации, достаточно его наличия.
"С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие." Псалом 100, с. 8.
Переложение данного псалма является кредо Алиты, в одной из ключевых сцен фильма, сцене в баре "Канзас", она произносит: "я не бездействую при виде зла". Можем ли мы представить подобную фразу из уст, например, Майора из фильма и аниме "Призрак в доспехах"? Ведь и у неё и у Алиты схожие проблемы, они обе являются киборгами и задаются вопросом о том, кто они, сомневаются в собственном бытии и могут ли называть себя людьми. Однако для Алиты противостояние злу является приоритетной задачей, в этом её отличие и от Майора и от Капитана Марвел и от многих других персонажей. Почему же так происходит, почему для современного кино стало важным чтобы герои сражались со злом лишь декларативно, а на практике сомневались, искали повод, причину? Есть довольно банальный и понятный ответ, фильм якобы отражает реальность и должен показывать реальных людей, с их достоинствами и недостатками, но это как-то совсем наивно: почему, например, неуязвимый летающий человек в красном плаще должен быть хоть чем-то схож с обычными людьми? Конечно, ответ не здесь.
Но вернёмся к "Алите". Над Айронсити нависает в прямом и переносном смысле другой город, Залем. Конечно, парящий над землёй город, почти что недоступный для людей с земли, это довольно логичная метафора рая или же мечты, к которой стремится любой человек, зачастую бесполезно. Если смотреть с этой точки зрения, то вырисовывается довольно интересная картина: для Хьюго Залем является высшей целью, для Вектора же это отличным инструмент для управления людьми, для Алиты же интересной картинкой, дополняющей панораму, но ей достаточно и того, что есть вокруг, весь Айронсити, такой привычный для большинства, радует её и удивляет на каждом шагу. Хорошо вписывается в эту трактовку даже тот момент, когда Хьюго в порыве отчаяния пытается, конечно же безнадёжно, пробраться в Залем, а Алита его останавливает, пытаясь спасти. Для Алиты мечта не так ценна, она понимает, что даже достигнув её, счастливым не стать. Более того, бросив всех, кто тебе дорог, этого не достичь тем более. По итогу можно сделать вывод, что Алита, хотя она и киборг, едва ли не самый человечный персонаж во всём фильме, — когда она влюбляется, так готова отдать своё сердце и в её случае это не просто фразеологический оборот, она по-настоящему готова отдать его как самое ценное со словами "всё или ничего". Это ещё одна интересная черта Алиты, которая проявляется в ещё одной важнейшей сцене фильма: сцена, где Алита припоминает и испытывает боевые приёмы перед зеркалом, как бы переживая стадию зеркала буквально. Конечно, когда речь заходит о зеркале в кинематографе, можно легко сослаться к психоанализу без особых предпосылок, однако именно эта сцена вполне оправдана с точки зрения повествования, она происходит сразу после первого сражения Алиты с Грейвишем, где она без особых проблем его побеждает, открывая в себе воина и осознавая, пусть и отчасти, своё предназначение. Ещё один момент, подчёркивающий важность этой сцены в том, что эта сцена продублирована и в клипе на заглавную песню фильма певицы Dua Lipa "Swan Song", но это скорее косвенное доказательство.
Оправдание зла
"Алита: Боевой ангел" в общем-то фильм довольно консервативный, в нём есть нарочитая любовная линия, начинающаяся что называется с первого же взгляда, правда в данном случае роли "дамы в беде" и "спасителя" поменяны местами, но сути это не меняет. Плюс явное противостояние зла и добра, водораздел между ними довольно чётко прослеживается. Однако, в контексте современной поп-индустрии, где самыми популярными персонажами являются, например, ведьмак Геральт и Тирион Ланнистер, которые хоть явно и не злодеи, но как минимум герои циничные и романтикой примерно равной нулю, характер Алиты выглядит вполне смело и необычно. Более того, всё большую популярность набирают анти-герои, даже пресловутый Супермен, практически синоним супергероя, и Бэтмен сейчас стали не такими уж и героями, они скорее будут драться друг с другом из-за взаимных обид, ни о какой борьбе со злом тут особого вопроса и не стоит. Хорошо проследить тенденцию изменения героев можно на примере франшизы про Джеймса Бонда, если в старых картинах он был откровенным авантюристом, этаким трикстером и плейбоем, то сейчас он не просто стал серьёзнее и мрачнее, но и начал ошибаться, подчас фатально для окружающих. Но что более радикально изменилось — его антагонисты, теперь их и злодеями не назовёшь, кто-то оказывается бывшим агентом ЦРУ, которого предали свои же, а другой вообще сотрудничает со спецслужбами, которые его же и покрывают, а третий оказывается родственником самому Бонду.
Именно эта тенденция лично меня пугает больше всего: если герои перестают быть героями, сомневаются, устраивают склоки между собой — неприятно, но ничего страшного, но вместе с этим на экранах всё чаще зло оправдывается. Чтобы убедиться в этом, стоит обратиться к самому значительному злодею на киноэкранах последних лет, Таносу. Львиная доля рецензентов последних двух фильмов про Мстителей говорят, что Танос самый интересный персонаж этих фильмов, и это не удивительно — он ведь даже не стремится никого убить, да в общем-то никого и не убил, для него это не цель, он движем благими намерениями — спасти мир, ни больше ни меньше. Киновселенная Марвел 10 лет шла к этому злодею и в итоге мы имеем даже не злодея, ему скорее хочется сопереживать, чем его недолюбливать и тем более желать ему поражения.
Идея оправдания зла мне кажется самой важной проблемой современного массового кино, проблемой не с точки зрения того, что с этим нужно бороться — тут уж ничего не поделать, — а скорее чтобы просто понять причины и выявить идеологический подтекст происходящего. Конечно, как мне видится, как я уже указывал выше, основная причина этого в стремлении зрителей увидеть на экране отражение реального мира, чтобы на экране персонажи казались более правдоподобными, с человеческими проблемами и треволнениями, хотя добрая половина героев сейчас в лучшем случае мета-люди, но от них также требуют обычности, что выглядит несколько странно. Конечно, идея дуализма всего, в том числе добра и зла, не нова, и восходит в философской традиции ещё к Демокриту, но это не отвечает на вопрос, зачем мы хотим видеть эту же двойственность и в литературе и в кино, как будто в жизни этого не хватает. Возможно, ответом является банальная попытка оправдать собственные недостатки и слабости, мол, если уж сильнейшие герои Земли не идеальны, то чего мне волноваться.
Подобные изменения происходят повсеместно в массовой культуре, и опять-таки в этом моменте можно чётко выделить отношение "Алиты" к этой проблеме. И если с убийцами и маньяками Алита разделывается без зазрения совести, без сомнений, потому что они — зло, и это нас не слишком удивляет, то тот момент, где она в итоге убивает и Вектора, который в общем-то лишь манипулятор, да ещё и сам являющийся пешкой, действительно ярко характеризует её непримиримое отношение ко злу и всему, что с ним связано. Именно это выделяет её на фоне множества других современных героев и именно этим фильм "Алита: Боевой ангел" мне показался особенно интересным. И кроме всего, это просто очень красивое, хорошо сделанное и проработанное кино, что мне кажется даже более важным для фильма, нежели трактовки, метафоры и прочие художественные приёмы.