Слово «йога» у всех на слуху, звучит отовсюду, только ленивый не блеснёт умом сказав что-нибудь о йоге, асанах, медитации и т.п. Все наслышаны, все всё знают. А так ли это?
Задумываются ли все, использующие слово йога, что оно означает?
И какое определение йоги можно дать, чтобы быть уверенным что мы все говорим об одном предмете?
Давайте разбираться. Обратимся к истокам слова и выделим его современное определение.
Слово "йога", "yoga" пришло с санскрита, само оно восходит к праиндоевропейскому "yeug" в значении: соединять, связывать. В русском языке слово йога появилось лишь в 20 веке.
Что и с чем соединять? Тело с разумом, чувствами; внешнее с внутренним, крайности в целое. Можно сказать: соединять себя с собой. Это вольное толкование, в качестве примера. Не будем верить преподавателю йоги на слово, проверим что говорится об этом слове в толковых словарях:
Большой Толковый словарь/Толковый словарь Ефремовой
Йога [ё], -и; ж.[от санск. yoga – соединение, сосредоточение мыслей, созерцание]
Религиозно-философское учение древней и средневековой Индии, в основе которой лежит разработанная система приёмов и методов самопознания, позволяющих человеку управлять своей психикой и физиологией.
Большая советская энциклопедия
Йога (санскр., буквально – связь, единение, сосредоточение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих к устным традициям 9-8 вв. до н.э.) в самом общем смысле - учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний.
(более полное определение по ссылке)
Итак, согласно определению толковых словарей это философско-религиозное учение по самосовершенствованию тела и разума, познанию себя/вселенной, соединению, связи с высшим (разумом). За десятилетия распространения по миру она не утратила своей сути, а лишь видоизменялась, подстраивалась под новые времена, под перемены в обществе и мировоззрении людей. К настоящему моменту религиозная составляющая учения йоги отходит на второй план, уступив главенствующую роль практикам работы над телом (в большей степени) и разумом.
Корнями своими йога уходит в Веды (не путать с модой на всевозможное «ведическое», которая бушует сейчас в интернете («тайные древнеславянские веды», «ведическая кулинария», как строить отношения согласно «ведам», «ведическая медицина», моральный кодекс поведения для «истинно следующих ведам женщин и мужчин»). Вед четыре – это Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа (Причём, последняя и самая молодая из Вед, спорная, но пока учёные, философы, верующие и другие спорят насчёт неё, мы оставим её в списке).
Это весьма сложные тексты, написанные специфическим языком, благодаря трудам Татьяны Яковлевны Елизаренковой «со товарищами» мы можем прочитать их на русском.
Происхождение Вед, по различным оценкам специалистов относят приблизительно к 16-му веку до н.э. Изначально они передавались из уст в уста, и лишь затем их стали записывать.
Отметим: слово "йога" в этих текстах вы не найдёте. Оно появилось гораздо позднее. Возраст самой йоги оценивается в несколько тысячелетий.
Йога признаёт авторитет Вед и относится к одной из шести систем индийской философии (поэтому их называют ортодоксальными, т.е. признающими авторитет Вед, опирающимися на них).
Если отбросить избыточные философско-религиозные наслоения и попытаться выделить определение современной йоги, не утрачивая при этом её древней мудрости, то получится примерно следующее:
Йога это система познания и самосовершенствования тела, чувств, разума; в её основе лежат морально-этические принципы: доброты и удержания внимания на нужном (доброта и логика/нерастрачивание по мелочам).
Если вам не интересна/не нужна/трудна в понимании вся философия и история распространения йоги, то заставлять себя не надо, достаточно соблюдать её основы в практике, и тогда то что вы делаете всё равно будет йогой (здесь речь идёт как о физических практиках, упражнениях в статике-динамике, асанах-криях; так и о других: дыхательных практиках, работе с голосом, с разумом, с чувствами, эмоциями и пр.).
Итак, какое бы вы упражнение из йоги не решили сделать, эти критерии помогут вам сделать упражнение йоговским:
- быть добрым к себе в практике, не причинять себе боль не мыслью, не словом, ни действием; нет насилию в упражнениях, нет боли. Не надо над собою издеваться — йога это не клуб мазохистов. Насилие не эффективно в долгосрочной перспективе, нельзя игнорировать боль, можно причинить себе вред и потом долго расхлёбывать последствия. Всё практики-упражнения выполняться в комфортном, уместном виде, в зависимости от возможностей и особенностей тела занимающегося.
- быть последовательным (логика в практике). Не растрачивать себя и свою энергию по мелочам, то есть концентрировать внимание на том что делаешь, а не бродить мыслями в будущем, прошлом, в своих фантазиях; в телевизоре, телефоне или книге. Сосредоточение лишь на том, что делаешь сейчас, какое упражнение/практику, на ощущениях тела.
В соединении этих двух идей и рождается гармония, союз, радость от практики и все побочные бонусы от неё. То есть, можно сделать вывод, что при практике йоги важна не столько физическая, внешняя форма (в пределах разумного, законы анатомии и принципы биомеханики никто не отменял), сколько внутреннее содержание.
Существует много школ, текстов, интерпретаций йоги, от модного (попсово-хайпового, поверхностного) и практического-полезного, до философски-религиозного. Различные направления, учения, течения, последователи, преподаватели и инструктора (а по сути переводчики и те, кто адаптируют йогу для людей) по разному расставляют акценты и формулируют определение йоги и того, что же есть важное в ней (на их взгляд), попеременно выделяя: кто физические упражнения, кто философию, дыхательные практики или способность к концентрации. Кто-то выбрасывает всю философию, кто-то считает высшей йогой только раджа йогу (йогу управления собой, другими).
Но если выбросить идеи доброты и концентрации на выбранном, тот минимум, что должен быть, что же тогда останется? Гимнастика? Ладно, неплохо. Гимнастика может быть полезна для человека, но, однако, йогой уже не является, это просто комплекс физических упражнений. Поэтому давайте называть вещи своими именами: есть гимнастика, а есть йога, и у каждого явления своё определение, свои задачи и потенциальные плюсы для человека. И хорошо бы эти слова с их значениями не путать.
В закреплении материала предлагаю загадку.
Дано:
Два брата-близнеца, оба классические йоги с картинки из детской азбуки: худые, смуглые, с косматыми бородами, в огромных чалмах и в набедренных повязках. Они сидят в позе лотоса на доске утыканной гвоздями. По условиям задачи, один из них йог, второй просто гимнаст.
Вопрос: определите, кто из них йог? ;-)
Литература
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 https://www.efremova.info/word/joga.html#.XZRqvkYzaUk
Большая советская энциклопедия http://bse.sci-lib.com/article057156.html
Ригведа, Т.Я.Елизаренкова (3 тома), издательство "Наука", 1989
Йога-сутры Патанджали, пер. с санскрита С.А.Матвеев - М.: Свет, 2017
Шесть систем индийской философии, Макс Мюллер, Издательство: Академический проект, Альма Матер; 2009
Материалы по йоге в ключе перевода Открытой Йоги http://openyogaclass.com/kurs/