Найти в Дзене
Плёнки и винил

Опасные гастроли: приключения советского меломана

Оглавление

Продолжаем публикацию воспоминаний провинциального поклонника зарубежного рока Владимира Морокова из Сыктывкара. Как в 70-х жили группы, игравшие рок, как они гастролировали по заброшенным посёлкам и выступали на танцах. Это шестая часть.

Первая здесь. Вторая. Третья. Четвёртая. Пятая.

Вояж по криминальным посёлкам

Профсоюз института летом 1973 года решил сформировать две студенческие агитбригады и послать их с концертами в глубинку Пермской области. На это отводился июль месяц: две недели на подготовку, и две – собственно на «гастроли». Попытка создать агитбригаду из студентов-санфаковцев вновь бесславно провалилась. У нас, лечфаковцев, дела шли успешнее. Кроме нас, «Луингов», в агитбригаду входили девушки танцевальной группы, две певшие (мы им подыгрывали) и Володя Жуков (руководитель агитбригады много старше нас). Жуков здорово читал стихи, в том числе и собственные, а также ставил театральные миниатюры, мог выступать в жанре «театра одного актера».

Фото из Интернета: просто случайная пермская группа начала 70-х на сцене
Фото из Интернета: просто случайная пермская группа начала 70-х на сцене

С начала июля все участники агитбригады приступили к репетициям, причем с большим старанием. Нас дважды прослушивала комиссия, в которой были и профессиональные знатоки в области художественной самодеятельности. Она осталась довольна. Вот когда мы по-настоящему почувствовали, что значит репетировать всерьез. Репетиции начинались главном корпусе института в 10 часов и заканчивались примерно в 18. После этого хватало сил лишь перекусить в ближайшей пельменной и, добравшись до общежития, упасть в полном изнеможении и заснуть. На следующий день все повторялось, и так продолжалось все две недели, пока мы репетировали.

Наконец в середине июля мы полетели на самолете АН-2 в районный центр Коми-Пермяцкого автономного округа Гайны. Округ считался самым отсталым и заброшенным во всей области, поэтому одной из наших задач было приободрить своими выступлениями местное население. Сам районный центр представлял собой большое село на берегу Камы. Река, правда, оказалась совсем не такой могучей, как в Перми, но все же судоходной.

Гайны, наши дни
Гайны, наши дни

Каждый день мы выступали в клубе какого-нибудь поселка. Если посёлок был недалеко от Гайн, то нас привозили на автобусе после выступления обратно. Мы жили в гостинице. Хотя она и была кирпичной, в ней не было водопровода и почему-то постоянно ощущалась сырость, несмотря на теплый июль. В других случаях бригаду размещали на ночлег в посёлках, где были концерты. Они располагались далеко от Гайн. В некоторых поселках даже не было электричества! В этих случаях запускали «движки», которые по несколько раз глохли во время концерта.

Нас везде встречали очень радушно. Меня иногда просто поражала убогость местной жизни. Некоторые поселки являли собой вольные поселения, где после отбытия наказания жили уголовники. Приходилось опасаться и иногда вступаться за наших девочек. К счастью, все обошлось благополучно, и никого не изнасиловали. Нам довелось поездить не только на выделенном автобусе, но и на поезде по узкоколейке. Но чаще мы все-таки к вечеру возвращались в Гайны, где нас ждали с нетерпением: по вечерам мы играли на танцах в районном Дворце культуры, современном здании из бетона со стеклянным витражом. Да и нам самим больше нравилось на танцах, чем на концертах в поселках. Нетрудно представить, как нам надоело изо дня в день играть одно и то же.

Просто фото в тему: пермский ВИА "Лесные братья" на гастролях по области, 70-е
Просто фото в тему: пермский ВИА "Лесные братья" на гастролях по области, 70-е

На танцах мы исполняли в свою удовольствие рок-н-ролл. Местной публике особенно нравилась песня «Venus» Shocking Blue, которую мы на всякий случай разучили незадолго до поездки агитбригады. Как выяснилось, не зря. «Венеру» просили исполнить на «бис» по 5-6 раз каждый вечер! Я потом и сам не до конца понимал, как мне удавалось петь эту знаменитую песню в той же тональности, что и Маришка Вереш, вокалистка Shocking Blue. Так или иначе, я быстро стал кумиром гайнинской молодежи. Гайнинцы знали, что я родом из Сыктывкара, и это пробуждало в местных жителях еще и добавочную финно-угорскую радость.

«Битлы» для пьяных лётчиков

Осенью 1974 года один раз мне удалось поиграть в самой лучшей сыктывкарской группе, где в то время играли Боб и Жора Орловы, «Гусь», Леха Кузнецов, «Сивс». На ноябрьские праздники я прилетел из Перми домой. По-моему, 8 ноября вечером мы случайно встретились с Сивсом на улице, где-то в районе аэропорта. Он очень обрадовался, мы пообщались и затем он взял меня с собой – он направлялся в ДК Авиаторов играть на гитаре. По дороге в ДК навстречу нам попался какой-то мужик, который нес в сетке никак не меньше десяти бутылок вина в бутылках по 0,7 л. Мы его упросили продать нам одну бутылку и направились в ДК. Там уже полным ходом шла «веселуха», какой на обычных танцах я еще не видал. Вдоль стен танцевального зала были расставлены столы, которые буквально ломились от выпивки и закусок. В общем, шведский стол, меню – не хуже, чем на свадьбах. Можно поплясать, «принять на грудь», закусить, и снова пускаться в пляс. Так лётчики праздновали очередную годовщину Великой октябрьской социалистической революции, что называется, по полной программе.

Сыктывкарский аэропорт
Сыктывкарский аэропорт

Из музыкантов были Боб Орлов, как всегда на басу и с мощным вокалом, не помню, кто был за ударными. Жоры Орлова не было, так что прибытие Сивса (лучший в городе соло-гитарист) было как нельзя кстати. Были еще Гусь и Леха Кузнецов. Получилось так, что Гусь почему-то играть не мог, палец на левой руке, что ли порезал. Почему-то не мог (или не хотел?) играть и Леха Кузнецов, перебрал что ли. Лёха был большой весельчак, и при нас разыгрывал свою хохму с телефоном (в гримёрной, где мы были во время антракта, был телефонный аппарат). Он снимал трубку и говорил в нее буквально следующее: «алло, алло, Смольный? Это Смольный? Броневик к подъезду, да, да прямо сейчас! Броневик мне! Кто у телефона? Леня? Брежнев? А, привет, привет!». Мы ухохотались чуть не до слез.

Но хохмы хохмами, но антракт кончился, и надо было выходить играть. Гусь с Сивсом показали на меня Бобу и сказали, что я запросто могу не только всё сыграть, но и кое-что спеть.

И вот мы с Сивсом взяли в руки гитары. Боб посмотрел на меня с некоторым удивлением (мы вообще не были знакомы и тем более никогда не играли вместе) спросил, смогу ли я сыграть «I Saw Her Standing There» The Beatles? Конечно, смогу, только спросил, в какой тональности, и он ответил, что в ре. Ну и мы поехали! «One, two, three, four!» песня начинается с этих слов. Я четко отбил ритм обычными роковыми риффами.

Затем играли «She’s Woman» и что-то еще из битловского репертуара.

Все это я давно подобрал по слуху, будучи еще десятиклассником. Затем я осмелел и спел «Roll Over Beethoven», довольно удачно. Сивс безупречно играл партии соло-гитары, а пока Боб пел, также играл ритм риффами. Так что все звучало очень четко, ритмично и энергично, получилось здорово и эффектно.

Боб спросил меня, смогу ли я прийти на следующий день. Увы, на следующий день мне надо было лететь обратно в Пермь, авиабилет был на руках. Какая, черт возьми, досада! С каким удовольствием я бы не только пришёл на следующий день, но и вообще остался бы играть с концами в этой группе!

Читайте также:

Рейтинг всех фильмов Ринго Старра

О вышедшей в этом году совместной репетиционной записи Эрика Клэптона и участников Beatles и Stones

Про супергруппу, которая будет исполнять живьем White Album

Скандальные факты о песне Hey Jude

Битломания и мир: фотосвидетельства

Подражатели Джона Леннона

«Битлз» как телесериал

Советские песни, где незаметно цитируются мелодии битлов

Shocking Blue: экзотические каверы

– Москва 60-х: впечатления английского корреспондента. Часть 1 и

часть 2

Рок-оперы СССР