Как это описывает Достоевский
Читаю бессмертного Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы», дохожу до описания дамы, которая после смерти мужа полностью посвятила себя воспитанию сына, которого любила без памяти.
Когда же мальчик пошёл в школу, матушка «бросилась изучать вместе с ним все науки, чтобы помогать ему и репетировать с ним уроки, бросилась знакомиться с учителями и с их женами». Чтобы сына не обижали одноклассники, «не смеялись над ним, не прибили», мать лебезила и перед одноклассниками.
В итоге этих самоотверженных действий, которые были продиктованы исключительно благими намерениями, «довела до того, что мальчишки и в самом деле стали было чрез нее над ним насмехаться и начали дразнить его тем, что он маменькин сынок». Матери казалось, что сын холоден и не любит её, однако, он маму любил, а «телячьи нежности не любил».
Как это происходит сегодня
Фёдор Михайлович жил ровнёхонько посередине девятнадцатого века, более ста лет назад, а описывает ситуацию, как будто только что подсмотренную в нашей школе. Когда я сама была школьницей, мы с классом отправились в поход, группой 15 человек загрузились в электричку и предвкушая приключения отправились в путешествие. Конечно гитара, конечно, песни, и каково же было наше удивление, когда мы увидели в тамбуре за людьми фигуру мамы одноклассника, робко поглядывающую в нашу сторону. Она как шпион из фильма-детектива надела на нос тёмные очки, вероятно, полагая, что будет не узнана. Но мы её знали хорошо, до восьмого класса мама приходила в школу, встречала парня, ждала пока он оденется в вестибюле, а потом САМА ЗАВЯЗЫВАЛА ШАПКУ-ушанку. САМА! Парню 13 лет!
Парень вырос, и не спросив разрешения мамы ушёл в армию, а потом стал добровольцем в составе российских миротворцев миссии ООН в бывшей Югославии. Вот так от противного! От гипер-опеки к максимальной свободе, но могло быть и иначе.
Бабушки
Есть и другая история о знаменитой бабушке, которую знали все. Бабушку моего ученика знали все, так как она совершала ритуальный обход всех учителей, чтобы сделать маленький подарочек: конфетки, шоколадки. В советское время, во время тотального дефицита к томику А. Дюма «Три мушкетера» прилагалась брошюра с речами Л.И. Брежнева. Про мушкетеров хотели прочесть все, а речи Брежнева читать никто не хотел, поэтому добровольно-принудительная нагрузка. В нашей истории к конфеточкам прилагалась история про внука, о его достоинствах и успехах. В пятом классе мальчик, завидев бабушку просто смущался, а в шестом-седьмом, стал убегать подальше, чтобы его никто не видел.
Что должен помнить родитель?
- Ребёнок – не собственность.
- Ребёнку может быть стыдно, неудобно, неловко за родителя.
- Ребёнок растёт и должен становиться самостоятельным.
- Если делаю за ребёнка, то, что он может сделать сам, значит отбиваю самостоятельность.
- Ребёнок имеет право на ошибку, не надо их бояться, нужно уметь их анализировать и делать правильные выводы.
- Заполнять всё жизненное пространство ребёнка своей персоной и своей инициативой – это путь к безволию, инфантилизму или бурному сопротивлению.
Зная эти простые правила можно скорректировать воспитание и предупредить синдром отторжения родительской опеки.
#яучитель
С уважением, учитель истории Екатерина Узакова.
Гимназия №1 города Челябинска.