Интересно, бывают ли люди, которые любили мумий-троллей с детства, а не тогда, когда стали читать эти сказки хотя бы в подростковом, а ещё лучше, в зрелом возрасте? Мне такие ещё не встречались. Туве Янссон нужно читать, когда хотя бы понимаешь, как ставить чайник и варить суп, придя домой с мороза.
Тем больше было мое удивление, когда эти сказочные образы прижились в детской моих воспитанников, хотя мы всего лишь шли по спискам рекомендованной по возрасту литературы. Впрочем, "Маленькие тролли и большое наводнение", первая повесть Янссон, показалась пресной.
У каждого автора есть период ученичества, когда книги получаются слишком простыми, слишком сложными, перегруженными деталями и в целом наивными. Как-нибудь я напишу про фэнтази, которым восполняю отсутствие полноценных отпусков, и в частности, про Роберта Сальваторе. Фэнтези и фантастика - те жанры, в которых это ученичество заметно больше всего. Но это и интересно! Обожаю читать романы в хронологическом порядке, так, чтобы следить не столько за судьбами персонажей, сколько за становлением автора.
"Маленькие тролли и большое наводнение" примитивна по сравнению с последующими. Это нарочито детская повесть: маленькие зверьки, сладкое царство, девочка с голубыми волосами. Если не знать, что это первая книга в оригинальной серии про мумий-троллей, можно подумать, что это фанфик от не очень умелых поклонников или вариант аниме (не того, что иногда бывает шедевральным, а на порядок попроще).
Однако "Мумий-тролли" похожи на стенд с селективными духами. Вся серия объединена общей идеей уюта, которая хороша сам по себе: дом в Мумий-доле - гостеприимное пристанище для всех путников, путешественников и потерявшихся. Их немало. Сам Мумий-папа путешествовал в юности и охотно устраивает приключения для семьи, лучший друг Мумий-троля Снусмумрик уходит странствовать каждое лето, а зимой приходит в Мумий-дол на спячку. В доме постоянно много гостей, но и он сам словно переезжает с места на место, когда Мумий-тролли отправляются в очередное плавание. Эта серия сама по себе многое дает детям. Мои воспитанники, выросшие с планшетами в руках, вдруг начали строить домики из подушек и под столом, оборудовать там спальни и столовые, ждать гостей и играть в походы. Кажется, что до этого они воспринимали дом как должное, а теперь заново оценили и покой, и уют, и роль родителей в этом маленьком мире.
Однако моя любимая книга в серии - "Волшебная зима". Она виртуозна! На протяжение всей повести ничего особенного не происходит. Кроме того, что само по себе переживание зимы необычно для троллей: в это время они спят. Последовательно раскрываемый образ мира, который обычно полон бурлящей жизни, а теперь замер и опустел, производит глубокое впечатление на детей. "Мне кажется, я такое видел," - сказал двоюродный брат Эдика и Тани. - "Когда я выспался, а родители ещё спали, это было почти как "Волшебная зима". Кажется, эта книга стала ключом к важному навыку, который необходим и взрослым, и детям: научиться скучать. Дети стали добровольно отключать мультики, когда я говорю: "Играем в зиму! Долгий-долгий перерыв!" Нашей волшебной зимой может случиться всё, что угодно. За последний месяц я научила воспитанников печь печенье и пироги (конечно же, потом приходят гости), яичницу с колбасой, которая в сто раз вкуснее той, что делают взрослые, и пиццу. Таня просит научить её шить, и это, конечно же, с моей старомодной точки зрения, гораздо лучше, чем флеш-игры в модельера на планшете, в который без меры позволяют играть родители.
Жаль, но дети не схватывают ряд важных образов. Может быть, через год-другой я попробую напомнить им про Морру, которая никогда не отогреется, сестер Мюмлу и Крошку Мю (одна добрая, другая злая), маленьких путешественников хаттифнатов, которые не могут ни слышать, ни говорить. Надеюсь, перед этим у меня будут поводы обсудить с ними основы психологии. Юнговы архетипы и психоанализ вообще здесь необходимы - так читать намного интереснее.