Что только не приходилось делать в время войны или как был организован ремонт техники в немецкой и советской армии.
В немецких танковых войсках, в начале войны очень четко был организован ремонт сломанной и подбитой техники, который к концу войны деградировал просто в пустоту. Техническая и инженерная мысль в Германии находилась на передовых позициях. Проектирование танков закладывалось с условиями ремонта в полевых условиях, все немецкие танки Т2, Т3, Т4, самоходные орудия разрабатывались именно так. Вместе с этим проектировались тягачи и ремонтные машины обслуживания.
Что случилось с немцами и их школой при проектировании и изготовлении танков Т5 Пантера и Т6 ТИГР сложно сказать, на первые места была поставлена броня и орудие, возможности ремонта и эвакуации. И даже транспортировки ушли далеко на пятый план. Техника получилась очень технически перегруженная, требующая очень квалифицированного обслуживания и ремонта. Так например по данным немецких архивов Например, в 1944 году из 560 подбитых и неисправных «пантер» было восстановлено только 110.
В Красной Армии подвижные ремонтные службы только формировались, осознание таких подразделений пришло после боев в Финляндии и Монголии. В действительности при частях имелись стационарные базы ремонта, однако руководство понимало, что их необходимо реформировать. Современные бои не оставляли другого выбора, т.к. танки совершали марши и броски на большие расстояния, а доставить танк на ремонт на стационарную базу было большой проблемой, в большинстве случаев неразрешимой.
Как была организована служба ремонта в Вермахте.
В танковый полк в Германии это примерно 200 танков, обязательно включалась рота около 200 человек, данную роту оснащали ремонтными автомобилями, транспортерами, кранами, генераторами и т.п.
Алгоритм работы ремонтной службы.
Поврежденный или подбитый танк осматривался, с немецкой педантичностью составлялась дефектовка, принималось решение о возможности ремонта танковыми ротами. При необходимости более серьезного ремонта, техника отправлялась в полковые ремонтные бригады, где обычно накапливались значительные объемы. По немецкой статистике срок ремонта в среднем составлял не менее 2 недель. На первые месяцы войны, технику отравляли для ремонта в Германию, и Чехославакию на танковые заводы. Однако уже в 1942 году огромные ремонтные предприятия были сформированы в Харькове, Риге.
Вся немецкая техника как и в настоящее время очень привязана с фирменным сервисным обслуживанием. Это неплохо работает в мирных условиях, но в условиях войны с дорогами и расстояниями СССР, оказывается бесполезным и не эффективным.
Немецкие механики в отличие от наших имели четкие допуски по ремонту техники, например механик по трансмиссии и ходовой части танка Пантера, не имел допуска и знаний по ремонту танка Т4. Наши были универсалами и ремонтировали все, что можно отремонтировать. Кстати наши танкисты при попадании в плен, часто направлялись немцами на ремонтные предприятия в Харьков и Ригу.
Огромной проблемой новых немецких танков, явилось то, что они были спроектированы для действий в теплой Европе, слабо учитывалось, что техника будет передвигаться по проселочным дорогам, грязи, снегу. Танки Т5 и Т6 имели проблемы с трансмиссией и двигателями, которым приходилось работать в экстремальных условиях на которые они не были рассчитаны.
Гарантийные сроки эксплуатации летели к чертовой матери. Немцы совершенно не рассчитывали, что АКБ будут замерзать, сальники, уплотнения, радиаторы разваливаться от морозов, масло в двигателях и КПП превратиться в густое желе. Под Москвой в очень ответственное время, когда немцы нуждались в поддержке танков, большинство из них стояло с замершими двигателями и КПП.
В первый год войны в войсках вермахта возник огромный дефицит и недостаток запасных частей, в мемуарах Гудериана описана переброска деталей авиацией.
Подвижные ремонтные бригады вермахта не могли выполнить ремонт Тигров и Пантер при средних поломках, все эти танки требовалось отправлять в Харьков, Ригу или Германию. На танке Тигр для замены КПП или ремонта ДВС требовалось снять башню. На Пантере КПП и ДВС демонтировались и отправлялись на ремонт целиком. При чем ремонт происходил только на танковых заводах.
На танке Пантера установлено расположение катков в так называемом шахматном порядке, когда внешний каток закрывает пространство между внутренними. Это положительно влияло на плавность хода, однако в условиях нашей страны, катки на Пантерах не выдерживали даже незначительных маршей, при повреждении внутреннего катка приходилось демонтировать наружные. Немецкие техники вспоминали я полагаю недобрым словом мать проектировщика. В условиях осени и зимы набившаяся между этими катками грязь схватывалась как цемент, при попытках тронуться с места моментально рвало шестерни в КПП. Что удивительно, катки от танка Пантера можно было установить на танк Т-34.
Танки Пантера, Тигр имели еще одну очень важную проблему очень низкий интервал капитального ремонта ДВС, так например двигатель Пантеры требовалось капитально отремонтировать после 1000 км пробега, причем ремонт только на танковом заводе в Германии. Харьков и Рига в ремонте ДВС и КПП участия не принимали. Отправка Тигров и Пантер на ремонт усугубляло транспортные проблемы вермахта.
Открывает глаза современным исследователям картина учета потерь танков в немецкой армии, т.е. например разбитый танк оставался на учете в частях, а после ремонта возвращался как новая машина. Так историки пытаются разобраться о количестве танков в Германии, перед конкретными сражениями и их потерях.
Например об отличной работе советских ремонтных служб 1943 года свидетельствует факт, что в битве под Прохоровкой 5 гвардейская армия Катукова потеряла около 462 машин из 650, через неделю 5 гвардейская армия имела в своем составе 510 танков. Все русофобы утверждают, что пятая гвардейская танковая армия была полностью разгромлена, поле боя под Прохоровкой осталось за немцами, и они взорвали все обездвиженные танки. Ремонтные ведомости говорят об обратном.