Найти тему

"Почему раньше картины писали не так, как сейчас?"

Такие вопросы звучат нередко. Видимо, зрителям, задающим их, хочется видеть и в наши дни старую, академическую школу.

Николай Петрович Богданов-Бельский. "Весна". 1925
Николай Петрович Богданов-Бельский. "Весна". 1925

Начну с того, что раньше, так же, как и сейчас, помимо мастеров, хватало и "средних" художников, а также и не слишком умелых. Но в истории в основном остались лишь великие художники -"горные вершины" уровня Дюрера, Рембрандта и Левитана, и разные выдающиеся в своих направлениях. Поэтому кому-то и кажется, что "раньше одни Рембрандты были".
Второй аспект - вся так называемая "старая школа" неоднородна. Стили сменялись один другим, и, к примеру, стиль леонардесков совершенно не похож на маньеризм, или на рококо. Всё разное. Я уж не говорю про прерафаэлитов, импрессионистов и постимпрессионистов.
Третье: и сейчас можно найти классическую школу. Не поленитесь полистать сайты современных академических художников. Поверьте, если вы любите академическое письмо (Бугро, Давида, Ге, Семирадского), то вам там очень понравится.

Александр Беггров. "Петербург. Вид на Неву". 1912
Александр Беггров. "Петербург. Вид на Неву". 1912

В завершение я хочу опубликовать комментарий на эту тему профессионального историка, Александра Ершова. Думаю, что он многое прояснит.

"Во-первых, стили всегда различались, сменяли друг друга и зависели от контекста. При этом существование живописного стиля определяется не мастерством или талантом, а текущими общественными предпочтениями. В одни времена нравится одно, в другие - другое. Ларионов мог писать и рисовать как классический художник, но предпочитал делать авангардные полотна, потому что это было более востребовано и актуально. Точно также, окажись Рубенс в 1920-х, стал бы, например, футуристом.

Во-вторых. Среднестатистический современный художник мастеровитее среднестатистического барочного. Он и в композиции лучше разбирается, и фигуру более достоверно анатомически воспроизведет, и светотень лучше слепит. Да и приспособлений у него больше. А вот отношение общества - менее уважительное. Художник теперь неприметная фигура, а раньше - лидер мнений, любимец публики, участник всех общественно значимых мероприятий.

Пейзаж Павла Соловьёва, г. Ржев.
Пейзаж Павла Соловьёва, г. Ржев.

В-третьих. Изменилось отношение к живописи. Раньше картина (или даже галерея) была центром богатого дома. Она свидетельствовала о состоятельности хозяина, его вкусе, знатности и т.д. В современных богатых домах тоже есть картины, но отношение к ним другое. Теперь это элемент декора, что-то вроде дорогих обоев. Да и вкус у заказчика нередко хромает, - в итоге в мейнстриме оказываются не самые талантливые живописцы.

В-четвёртых. При наличии фотоаппаратов любой живописный портрет будет менее достоверным. Следовательно, именно фотографии исполняют мемориальную функцию, а не картины. В этой ситуации художники в большинстве своем занимаются концептуальной, а не портретной живописью. Видимо, это вы и называете "отличающимся стилем".

Таким образом, художники эпохи Рубенса (раз уж его взяли в качестве примера) и современные мастера находятся в разных условиях и приспосабливаются к той среде, в которой обитают".

Ещё одна цитата от некоторых зрителей: "Да это же цветовые пятна вместо картин!"

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, СТАВЬТЕ ОЦЕНКИ!