Утро всегда начинается с музыки.
Она помогает отлипнуть от дивана, встряхнуться, выбросить из головы очередной ночной кошмар и, пританцовывая, отправиться на кухню. Пока Любимая с сыном приводят себя в порядок – нужно успеть скреативить на столе завтрак. Немного фантазии и вдохновения, и обычные белки, жиры и углеводы превращаются в небольшое произведение искусства, особенно в сочетании со свежим натуральным кофе.
Креативить завтрак довольно просто, тут главное хорошая вкусовая сочетаемость продуктов и быстрота, все как в работе продуктового дизайнера. Когда вся семья с утра уткнулась в телефоны, становится уже не так важно как именно выглядит содержимое тарелок – куда важнее энергетическая и пищевая ценность, замеряемая продуктовыми метриками. Например, почти идеальное MVP здесь – мюсли, залитые молоком или кефиром, украшенные свежими ягодами или веточкой базилика (растущего на окне).
«Забавно, я могу создать завтрак вживую, но не могу достоверно зарисовать его же от руки» – эта мысль занимала меня по пути на работу. Ну а на работе меня ждала обычная рутина:
1. Сначала нужно было подготовиться к паре встреч, ну а что за встречи без слайдов? Разумеется, поговорить можно и без них, но визуализация проблем позволяет лучше фокусироваться и более продуктивно тратить время. Поэтому вместо стандартной агенды быстро набросал пару презенташек в таком духе:
Не выдумывать решения проблем на ходу, а обсуждать те, которые уже пришли в голову с различных командах за прошедшую неделю – так мы дизайним наши встречи.
Я очень не люблю встречи-брейнштормы и игры с наклеиванием стикеров – они хороши как первичный тим-билдинг в незнакомой до этого тусовке, но не позволяют за пару часов адекватно оценивать все риски и ресурсы в действительно сложных продуктах с сотнями и тысячами внутренних связей.
Ещё, мы не пользуемся ими потому, что все решения и гипотезы, которые можно придумать навскидку, с разбегу, по фану, без длительного разглядывания дашбордов в Power BI – мы уже протестировали и давным-давно отбросили. И начали креативить по-взрослому, в виде домашних заданий для каждого из отделов.
2. После встреч нужно было быстро оценить на дизайн-ревью очередной видеоролик коллеги.
– Молодец, просто местами УАУ! Очень круто все сделано, визуально просто божественный видеоряд, но что с музыкой? Она вообще не в тон, передает совершенно иную эмоцию, так ещё и ее кульминация на пару секунд запаздывает от кульминации визуальной – появления главного текстового вывода в видеоролике.
– Можешь лучше, так сам и делай – опять обижается джун.
– Не могу я лучше, ты сделал идеальную анимацию, учиться сделать подобное я буду пару лет. Просто почувствуй ритм музыки, сопоставь со сменой сцен, сдвинь музыкальную тему чуть вперед, или слегка ускорь ее. Если хочешь, давай вместе подберем несколько других композиций, которые лягут гораздо лучше именно в твой ритм смены кадров. А хочешь, я по-быстрому сам накидаю пару битов, так что нам не придется даже не выплачивать никому роялти за использование чужой песни? – осторожно, интонацией и конструктивом я вновь и вновь успокаиваю молодежь.
Да, я и правда, не смогу сделать само видео лучше, чем он. Но я могу сделать лучше эффект от этого видео, сделав его более гармоничным по звуку, скорости, цвету...
3. Теперь время поработать руками, чтобы мозг немного передохнул от разговоров. Но, поскольку я не великий художник-иллюстратор, то здесь мне постоянно приходится хитрить. Например, сегодня нужно сделать стикеры в виде татуировок ко Дню учителя (что бы это не значило).
Беру готовые картинки из оплаченного стока, использую мой любимый плагин на Figma под названием Image tracer и, вуаля, вместо чужой картинки готов мой набор кривых, которые можно тянуть, обрезать, дополнять и редактировать вообще как хочешь, поэтому мой тигр быстро меняется в лице после пары кликов мышкой.
4. Так, ещё задачка упала в Джиру, (а задизайнить рабочий процесс в команде так, чтобы все документировалось, описывалось и фиксировалось, и люди не бегали бы вечно, имитируя «тушение пожаров» – это вам не тигра отрисовать от руки, это месяцы и месяцы постоянных убеждений).
Теперь нужно добавить пару новых страниц с Рейтингом и Прогрессом, а к ним тематические картинки, просто ради разбавления текста. И опять сверх-срочность, ведь время в продуктовой работе куда более важный фактор, чем художественная ценность каждого рисунка.
Поэтому некогда рисовать! Сразу заходим на сервис UnDraw и выкачиваем пару готовых svg-шек. Опять тянем кривые мышкой, удаляем-добавляем точки на кривых, меняем цвета и два макета уже через 10 минут улетели на прод.
Ого, как быстро, – доволен наш CPO и тут же подначивает, – че, от руки научился рисовать?
– За десять-то минут, и ещё успеть расположить сразу в 4 различных размерах экрана? Я не иллюстратор, я продуктовый дизайнер. Взял сразу готовое и улучшил.
Надо ли говорить, что наши фронты тоже не кодят каждую страницу заново по отдельности. Берут готовый набор компонент, бац - и готово.
А кто предложил и продумал для них всю дизайн-систему? Ну разумеется тот, кто не умел рисовать от руки.
5. Впрочем, даже четырёх дизайнеров не хватает на всё многообразие задач в бурно растущей компании. Очень часто мы используем сторонних подрядчиков для заказа печатной продукции и навигационных табличек, канцелярки и мобильных приложений. И лишь на последнем этапе работ валидируем полученный результат и его совместимость с остальной линейкой компании. Как нам это удается?
Просто на предварительном этапе работ нужно не забывать скидывать всем сопричастным актуальную версию брендбука, который непрерывно поддерживается и развивается.
– Эх, новые таблички забыли добавить! Впрочем, они кажется еще с нашим Сервисом не согласованы
6. Казалось бы, самое время попить чайку, но нет. Опять секунды решают всё и время – наш главный барьер до новых денег:
– Серёг, по братски, выручай, даже в Джиру некогда отписать. Срочно хотим запартнёрится с парой новых вузов, вопрос о настоящих больших деньгах, но они ждать не будут. Срочно нужно подготовить коммерческое предложение, и мы его хотим в виде сайта сделать, чтобы потом просто ссылку кидать всем желающим. Бери нашу старую презентацию, причеши там все и в дизайн.
– Ребята, сорян, но у разработчиков нет сегодня и завтра свободных слотов по времени для сборки всего с нуля. А поскольку я рисовать не умею, давайте я вам на Тильде через пару часов скидаю готовый лэндос, вы его просто прицепите к своему порталу за минуту, договорились?
– Базаришь, с нас литруха вискаря, спасай!
Через два часа все готово, и рисовать, к счастью, вообще не пришлось: http://b2b.propostuplenie.ru
7. Ффух, вот почти и 9 вечера, самый обычный рабочий день подходит к концу. Просмотрим пару резюме, ведь хороший джун за небольшие деньги нужен всегда. Так, вот хороший чувак с продуктовым мышлением, знает про DAU/MAU, средний чек и LTV. С ним стоит как минимум попить кофе.
Ну вот, очередной «UX», но с логотипами на Дриббле. Да, рисует красиво, дает эмоцию, но просматривать все 40 работ?
– Когда у него есть время их выкладывать, анимировать и подробно описывать? У меня на это не будет времени, даже если совсем перестать есть и спать в принципе.
Решил по второму резюме так: пусть себе идет с миром в брендингово-рекламное агентство, ведь он слишком красиво рисует, он оттачивает каждый пиксель часами. У него просто не будет на это времени в нашей бесконечной дикой гонке за прибылью.
8. Так, а что у нас назавтра? Надо выложить очередной пост в нашей корпоративной соцсети в рамках курса «Дизайн для недизайнеров», где я постоянно рассказываю о наших принципах и методах работы, особенностях и законах дизайна всем, кто так или иначе связан с нами при постановке задач или приёмке готовых работ. Когда количество внутренних заказчиков постепенно доходит до тысячи человек, то очень важно одновременно и в едином формате доносить до каждого ключевые базовые вещи, связанные с дизайном, чтобы потом разговаривать с коллегами на одном языке. Разумеется, всё это делаю я, пока остальные рисуют. А я то не умею.
9. Впрочем, самым топовым руководителям нужно доносить рассказы о своей работе в ином ключе – не краткими заметками о фундаментальных принципах, а показом Стратегии выстраивания рабочих процессов.
Наша стратегическая задача: построить полностью настраиваемый «автомат», который полностью гарантированно сможет выдавать ожидаемый результат на любых объемах.
И вот чтобы наглядно показать, как мы строим наш процесс, необходимо готовить вот такие развернутые презентации на 20+ Мб. Там тоже я не рисовал и не фотографировал ничего, а просто собирал всё из готового. Но эффект презентации от этого не снизился, выступление прошло идеально и даже под овации.
10. Обожаю ночную Москву. Идти домой и наслаждаться лёгкостью, свежестью и прохладой мерцающей всеми огнями столицы – бесценно. Жаль, что я не в состоянии зарисовать всю эту красоту маслом на холсте.
Но кроме улиц, домов и площадей где-то высоко-высоко мерцает спутник. Мой спутник. Интерфейсы для управления которым я рисовал. И вот прямо сейчас в египетской пустыне в секретном месте сидят операторы и пользуются результатами моего труда.
Я обожаю писать и рассказывать об этом проекте, потому что настоящим инженерам и военным в тот раз действительно важнее всего быстрота и функциональность, а ещё наличие всей нужной информации и фокус на главном, точно как нашим продактам.
Но мои коллеги и друзья не очень любят об этом слушать. Меня крайне гложет тот факт, что многие в нашем коммьюнити искренне считают меня ненастоящим, лживым дизайнером, ведь я:
– больше работаю языком в других отделах, чем руками на своем приписанном рабочем месте,
– больше делаю презентаций, чем новых макетов,
– вечно собираю все из готовых кубиков как конструктор Лего, слишком гонясь за временем, а не пытаясь ошеломить Вечность неповторимой красотой и уникальностью,
– вечно набиваю бэклог всё новыми и новыми гипотезами, не позволяя всей команде сделать паузу и пореласкировать пару месяцев, просто упиваясь плодами уже достигнутого ранее,
– ну и просто потому, что единственное, что я не умею как дизайнер – это рисовать.
Поэтому, многие ТРУЪ-дизайнеры искренне убеждены, что мне раз и навсегда закрыт путь в крутые команды и по-настоящему крупные компании. Мне никогда не доведется поработать с лучшими людьми и над лучшими продуктами, потому что они все ведь там постоянно только рисуют – а что там буду делать я?