(Midsommar, 2019, США)
Те из вас, кто смотрели прошлогодний дебют Ари Астера "Реинкарнация" и узнали о выходе его второй картины, тотчас смекнули: ага, вряд ли этот мужик с прибабахами за год излечился от них. Тем более, что именно они принесли ему и оригинальность, и коммерческий успех, восьмикратно окупив 10-миллионную "Реинкарнацию" в прокате. И уж коли зрителю оказалось такое любо, то почему бы не повторить отлично зарекомендовавшую себя, творческую стратегию?
Надо отдать Астеру должное: вместо того, чтобы ожидаемо делать сиквел своего хита (что в успешных хоррорах наблюдается сплошь и рядом), Ари поведал зрителю совсем другую ужасную историю. Причём - что тоже было довольно рискованно - с минимальным процентом мистики в ней. То есть если, скажем, "Реинкарнацию" можно сравнить с "Оменом" и "Ребенком Розмари", то "Солнцестояние" - это уже типичный "Ад каннибалов", только на более сложном культурном фоне.
Тем не менее начало у "Солнцестояния" для хоррора каноничное.
У молодого американского антрополога Кристиана есть трое друзей - Джош, Марк и швед Пелле, - а также подружка Дани. Последняя недавно пережила тяжкое потрясение после того, как её сестра убила их родителей и затем убилась сама. А поскольку и ранее Дани была неврастеничкой, надо ли уточнять, какой невыносимой она стала теперь?
Как бы то ни было, Кристиан хоть и подумывал с ней расстаться, но пока этого не сделал. Не то терпение у парня было ангельским, не то он боялся, что тогда у Дани вконец сорвет башню и она в истерике тоже наложит на себя руки.
Неведомо, как бы они жили дальше, если бы однажды Пелле не пригласил их к себе на родину, в языческую общину где-то в шведской глухомани. Чисто отдохнуть, отметить праздник летнего солнцестояния (так называемый Midsommar), а поскольку Кристиан и Джош ещё и антропологи, то, возможно, это их заинтересует и с профессиональной точки зрения.
После парочки дежурных закидонов Дани, компания всё же пришла к согласию и, собрав манатки, отправилась в дальние края за новыми впечатлениями.
А далее Ари Астер устраивает нам нешуточное испытание. Ибо следующие минут 50 этой 2,5-часовой картины высидит не каждый любитель хорроров, которые уже давно не снимают настолько затянутыми. Однако Астер не видит ничего зазорного в том, чтобы потянуть волынку, давая героям пару дней лениво потусоваться в общине язычников, похарчеваться с ними за одним столом, понаблюдать за их обрядовыми игрищами и прочим нехитрым, на первый взгляд, житьём-бытьём.
Само собой, что во второй половине фильма саспенс будет раскачан как надо, и кровищи вы насмотритесь вдоволь. Но вот на первой половине, чую, рискует заскучать даже тот зритель, кому понравилась "Реинкарнация", тоже, к слову, немаленькая (2 с небольшим часа).
Впрочем, даже если вы стойко перенесёте эту встроенную в фильм, передачу "Клуб кинопутешественников", не факт, что последующая движуха и развязка вас порадуют. Нет, они вовсе не плохие и не халтурные. Напротив, художественный колорит и душераздирающий натурализм этих сцен просто зашкаливают. Но дело в том, что нельзя предугадать, какие ощущения вызовет в вас эта экзотика: либо интерес, либо отвращение, либо то и другое вместе. Но то, что вы не останетесь к ней равнодушным, это вам Ари Астер, как и в "Реинкарнации", гарантирует.
***
В общем, честно говоря, сам я до сих пор не определился со своей итоговой оценкой "Солнцестояния". И нервные отношения между героями, и ритуалы солнцепоклонников были мне откровенно скучны (а неврастеничка Дани и вовсе отвратительна). Но тем не менее, как и в "10 негритятах" Агаты Кристи, меня интриговали судьбы главных персонажей и хотелось увидеть финальный расклад сюжета.
И в данном плане Ари Астер, к счастью, не разочаровал, завершив фильм на самой безумной и одновременно красивой ноте из всех возможных. Поэтому и третью его картину я вряд ли пропущу - слишком уж интригует, куда его жутко-шокирующее творчество будет эволюционировать дальше.