Каждая третья крупная российская компания планирует выйти на азиатские рынки. В том числе на китайский. 32% опрошенных консалтинговыми компаниями EM и Stanton Chase руководителей крупных российских компаний заявили об этом. С результатами исследования знакомит РБК.
В своих ответах именно Китай топ-менеджеры назвали основным зарубежным направлением роста бизнеса на ближайшие годы. Правда, количество опрошенных руководителей невелико — всего 18. Среди них исполнительные директора таких компаний, как АФК «Система», «Уралкалий», Petropavlovsk, Unipro, группа ЛСР. Исследование проводилось летом.
27% опрошенных назвали самым перспективным для их бизнеса отечественный рынок. При этом 56% участников опроса считают, что российская правовая практика является рисковой для бизнеса. Топ-менеджеры отметили такие негативные эффекты, как участившиеся случаи политического давления на бизнес и рост числа сфабрикованных уголовных дел по экономическим статьям.
14% назвали основным направлением развития своего бизнеса европейский рынок. При этом главным сдерживающим фактором развития в европейском направлении опрошенные считают санкции.
Только 9% участников опроса назвали основным драйвером своего развития рынки стран Северной и Южной Америки, а также Ближнего Востока.
Руководители также ответили на вопрос об основных плюсах и минусах развития в китайском направлении. В качестве позитивных примеров в ответах фигурировали трубопровод «Сила Сибири», совместное предприятие Mail.Ru и Alibaba, развитие технологии 5G МТС и Huawei, инвестиции CNPC и Фонда Шелкового пути в проект НОВАТЭКа по сжиженному природному газу «Ямал СПГ».
При этом руководители отметили, что разворот на Восток происходит не так быстро, как хотелось бы. И главным победителем на этом пути является не бизнес, а государственные и квазигосударственные компании.
Несмотря на громкие заявления о росте несырьевого экспорта в Китай, доминируют в российских поставках в КНР, по-прежнему, энергоресурсы, а доля России в китайском импорте составляет менее 2%. Это отметил самый известный эксперт-китаист, профессор Школы востоковедения ВШЭ Алексей Маслов. По оценке эксперта, теплые отношения наших стран не гарантируют успех на рынке Китая. «Необходимо четко различать: дружба в политике автоматически не открывает преференции в бизнесе. Придется самим прокладывать дорогу», — считает Маслов. Выходу на рынок Китая должна предшествовать серьезная подготовка. Надо помнить, что «в Китае очень высокая конкуренция — на одну нишу претендуют десятки и сотни компаний, а российские предприниматели не привыкли работать в таких условиях». Для успеха в Китае следует предварительно изучить менталитет. «Нужно уметь различать намеки, которые дают китайские бизнесмены. Не стоит воспринимать элементарную вежливость как согласие и намерение подписать контракт», — считает Маслов.
Эксперт также рекомендовал обратить особое внимание на защиту интеллектуальной собственности и торговых марок. Нередко российские предприниматели сталкиваются в Китае с невозможностью продавать продукцию под своей ТМ, так как ее уже зарегистрировала на себя какая-то китайская компания. «Китайские партнеры хотят заполучить ваши технологии и знания, чтобы потом работать самостоятельно», — предупредил Алексей Маслов.