Совершенно случайно в книжном интернет-магазине попалась на глаза книга Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва". Тема Чернобыльской катастрофы сейчас освещена и в сериалах, и в книгах, и документальных фильмах. Произведение Светланы Алексиевич было написано в 1997. Книга, которую я прочитала уже в новой авторской редакции от 2019 года, с добавлением текста, который не был опубликован в ранних изданиях из-за цензуры.
Светлана Алексиевич белорусский писатель и журналист, которая получила Нобелевскую премию по литературе 2015 году. Ее произведения написаны в стиле Non-Fiction, т.е. вся сюжетная линия строится на реальных фактах. Именно по-этому я прониклась доверием к писателю и книге. Расслабилась и начала читать...
Начиная с 12 страницы вся умиротворяющая атмосфера ушла. До страницы тридцатой я читала, еле разбирая буквы, потому что текли слезы. ..
"..Он стал меняться - каждый день я уже встречала другого человека... Ожоги выходили наверх... Во рту, на языке и щеках, сначала появились маленькие язвочки, потом они разрослись. Пластами отходила слизистая..Цвет лица...Цвет тела...Синий...Красный...Серо-бурый...А оно такое все мое, такое любимое...". Это слова жены пожарного, бригада которого первой приехала на тушение ЧАЭС. И история Людмилы Игнатенко , той самой женщины, которая ухаживала за своим мужем без всяких средств защиты, не заканчивается... Людмила была беременна..
Это история про любовь, там все пропитано любовью и безрассудством...Безрассудство, слепой героизм, какой-то славянский менталитет - это в каждой истории. А еще неосведомленность, утаивание информации, наплевательское отношение к людям..К людям, которые хоронили себя заживо, лишь бы потушить пожар на реакторе. Они спасали не себя, они спасали всю планету ценою своей жизни. Да, они не осознавали на сколько это опасно, они не знали, что будут умирать не сразу, что орган за органом будет отказывать, что их молодость! заканчивается здесь и сейчас. Они радовались медалям, орденам, новым квартирам, они гордились своим трудом. Они были советские люди и трусости они стыдились, а исключение из партии это же позор. "Работали потому что надо работать. Сказали - работать".
"Партия"...она тогда ценилась выше человека. Но это все не о том, не про партийный билет и не про новые квартиры. Все истории про то, как чернобыльский человек (все люди, которых коснулась радиация; в книге приводятся цифры в % соотношении, чьи территории были заражены больше) живет дальше, как он пытается изменить свое мировоззрение. «Академик Александров говорил, что чернобыльский реактор, как самовар, безопасен - можно хоть на Красной площади ставить» «БУЛЬВАР ГОРДОНА», №39 (595) 2016, СЕНТЯБРЬ. Теперь вся система рухнула, а они живут, это их земля...живут со старым пониманием мира, но в новой реальности.
Люди того времени были готовы к войне, готовы отразить атаку врага. А тут "выводить из организма радионуклиды...Подсчитывать...Следить за цезием и стронцием..." Этого никто не ждал, к этому никого не готовили. Кто-то уехал подальше от зараженной земли, а кто-то вернулся в свой дом не смотря на все запреты и здравый смысл. И даже анекдоты радиационные стали сочинять. Это тоже наша ментальность. Жить-то как-то надо...вопреки.
Вместо эпилога( из книги "Чернобыльская молитва. Хроника будущего", 299 стр., 6 изд., стереотип): ...Киевское бюро путешествий предлагает туристические поездки в Чернобыль..В конце путешествия любителям экстремального туризма предлагают пикник с обедом из экологически чистых продуктов с красным вином… И русской водкой… Вам обещают, что за проведённый день в зоне вы получите дозу меньшую, чем при рентгеновском обследовании. Но не советуют купаться, есть пойманную рыбу или дичь. Собирать ягоды и грибы, жарить их на костре. Дарить женщинам полевые цветы. Вы думаете это бред? Ошибаетесь, ядерный туризм пользуется большим спросом, особенно у западных туристов. Люди едут за новыми и сильными впечатлениями, которых уже в мире мало где встретишь, слишком он обжит и доступен. Жить становится скучно. А хочется чего-то вечного… Посетите ядерную Мекку… Цены умеренные"… По материалам беларуских газет. 2005 г. 1986–2005 гг.