Найти тему
ПЕРМСКАЯ АНОМАЛИЯ

Где живут бесистые, знахари и колдуны

- Муж мой начальником был в лесхозе, увольнял одного лесника, за прогулы. Ну, тот вроде все, нормально, какие надо бумаги оформил, на прощание руку протянул – вроде как расстаться по-хорошему. Мой и пожал. А к вечеру рука стала отниматься. Ночью болела так, словно суставы кто вырывал. Ни в каких колдунов не верил, сам мужик здоровый никогда к врачам не обращался.

В больнице только плечами пожали, а рука-то отнимается, почти не работает, чуть не сохнуть начала. Еле уговорила к знахарке церковной обратиться. Та молитвами вычитывала, воском и огнем выводила порчу, - рассказала сотрудница Чердынского краеведческого музея, пожелавшая остаться неназванной.

Ирина Копытова
Ирина Копытова

- Приезжают целые группы. Проводят какие-то обряды на Искорском городище, ходят по углям, затем купаются в Покчинском роднике (мертвая вода), затем Салтановском (бывшее село Шайтаново – там живая). Уверяют, что обретают после всего этого новый смысл жизни, неведомые силы, - как бы подтверждая слова коллеги, признается главный хранитель Чердынского музея, Ирина Копытова. И добавляет:

- Такой вот странный поворот судьбы: родник, рядом с которым было чёртово поселение, теперь считается святым.

Вокруг Чердыни вообще странные вещи творятся. Помню, стояли мы палаточным лагерем в поле у деревни Камгорт (с коми-пермяцкого - Деревня колдунов). Стемнело. Мы сидели у костра - любовались последними лучами солнца, падающего за горизонт. Внезапно, на абсолютно чистом небе образовалось тучка. Небольшая тучка в виде четко прочерченного мужского профиля с крючковатым носом, острой бородкой и чем-то вроде колпака на голове. Ни дать ни взять - злобный колдун.

- Ну надо же, словно негатив фотографии, - только и успела сказать я, как вдруг «голова» в небе раскололась, и из ее кусков засверкали молнии. Одна, вторая, третья... казалось, им не будет конца. Могучие ели по ту сторону поля на мгновения озарялись огненно-красным светом, затем погружались во тьму, затем вновь вспыхивали. И все это минут десять-пятнадцать, в полнейшей тишине, без единого дуновения ветра и капли влаги!

- Похоже, сухая гроза над Чердынью, - поделился мыслью проводник. Но никто его не поддержал.

ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ

Чердынь и Чердынский район, прежнее название земель - Пермь Великая - пожалуй, одно из самых мистических мест Урала. Именно здесь Мандельштам в свое время слушал "голоса времени", здесь находятся источники с мертвой и живою водой, а поселки названы в честь богов или бесов...

Село Камгорт, в переводе с коми-пермяцкого - Деревня колдунов. Вдали купола Введенской церкви где венчался маршал Ворошилов.
Село Камгорт, в переводе с коми-пермяцкого - Деревня колдунов. Вдали купола Введенской церкви где венчался маршал Ворошилов.

время в Камгорте застыло
время в Камгорте застыло

Крещение Чердыни

- Чердынь известна с IХ века. До прихода русских здесь была земля коми-пермяков. Однако жили здесь так же и вогулы (манси), и прочие малые народности. Археологические раскопки показали, что первые русские появились здесь примерно в XI веке. В свое время бежали сюда и язычники, в частности у нас найдены жертвенники древнеславянскому богу Перуну, - просветила зам. директора Чердынского краеведческого музея Елена Павловна Куртенок.

Елена Куртенок
Елена Куртенок

– В настоящее время в районе не зарегистрировано ни одного коми-пермяка. Зато зарегистрировано более 200 археологических памятников: могильников, городищ, святилищ. Интересно, что по сей день, на реке Колве есть несколько деревень старообрядцев.

Введенская церковь (1874г), где венчался Климент Ворошилов. село Камгорт
Введенская церковь (1874г), где венчался Климент Ворошилов. село Камгорт

Пермь Великую Чердынь крестили в 1462 году. До этого предпринимались несколько попыток, заканчивавшихся кровавыми побоищами, о которых сегодня экскурсоводы если и упоминают, то вскользь и неохотно. При крещении всем, вне зависимости от происхождения, давали русские имена.

Чердынские храмы над Колвой
Чердынские храмы над Колвой

Последними, в 1751 году в деревне Сепучи были окрещены вогулы, из тех, кто не успел сбежать. Взамен их обещали на три года освободить от всех налогов. Вогулы, не оценив глубину случившегося с ними таинства, добавили иконы к своим тотемам, назвали их шайтанами и продолжили разговаривать с деревьями, и слушаться шаманов.

На некоторых воротах Чердыни до сих пор сохранилось гордое старое название
На некоторых воротах Чердыни до сих пор сохранилось гордое старое название

Святилище на костях

Чердынские села после христианизации сохранили коми-пермяцкие названия, часто довольно специфические. Например, Пянтег и Амбор (предполагают, что так звали языческих богов). Или уже известный Камгорт (деревня Колдунов), или Шайтаново (ну тут все понятно).

Не надо быть особым мистиком, для того чтобы представить весь религиозный хаос, образовавшийся в умах, сердцах людей, и в самой атмосфере над Пермью Великой.

Искорское городище и  Узкая улочка, считается, что если пролезть по этой расщелине - спишется множество грехов.
Искорское городище и Узкая улочка, считается, что если пролезть по этой расщелине - спишется множество грехов.
Искорское городище. Широкая улочка.
Искорское городище. Широкая улочка.

- Следует особо выделить древний Искор, где восседала коми-пермяцкая знать. (Кстати, есть все основания предполагать, что знатью у коми-пермяков назывались шаманы, то есть люди знающие нечто такое, что для других закрыто_ авт.) И Искорское городище - древнейшее святилище, сакральное значение, которого не поддается описанию, - продолжает Анна Павловна.

– При раскопках 1975 года там были найдены останки младенца с двумя отверстиями: одно в виске, судя по всему от стрелы, другое - от тупого орудия, на затылке. Под ним был обнаружен крестик. Есть все основания предполагать, что это была одна из жертв коми-пермяков православному богу. Считается так же что в Искорском святилище жил главный жрец, хранитель божества, которому поклонялось все местное население.

Большое святилище было и на Дивьем камне (там, где Дивья пещера). Это только то, что касается коми-пермяков. Вогулы (манси) то вообще особый полумифический народ...

продолжение следует