Людовику XVII редко уделяется внимание в Дзене. Этот монарх хоть и получил заветный номер в королевской генеалогии, но не правил ни дня.
После казни своего отца Людовика XVI, ему едва исполнилось 7 лет, и он как дофин Франции был признан следующим королем. Это признание носило формальный характер, он не короновался, просто таковым его считали сторонники монархии внутри страны плюс «признание на международной арене», как сейчас принято говорить, т.е. все европейские державы и США открыто выступили против Французской революции, провозгласив Людовика XVII единственным законным «руководителем» Франции. Тем самым они оказали мальчику огромную медвежью услугу, став символом контрреволюции, Людовик превратился в глобальную угрозу новому республиканскому порядку.
Людовик родился в 1785 году и был вторым сыном в королевской семье Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Впрочем, Людовик XVI подозревал, что он мог и не быть его настоящим отцом, ведь о любовных похождениях Марии-Антуанетты судачили все вокруг. Статус дофина юный Людовик получил в 4 года, после смерти старшего брата Луи-Жозефа в 1789 году незадолго до революционных событий.
Луи рос смышленым ребенком, в 5 лет научился читать, к 7 годам мог говорить на итальянском языке, читал на латыни. Будущее сулило мальчику заманчивые перспективы, но буржуазная революция перечеркнула все: конституция Французской республики отменила монархию, и королевская семья превратилась в обычных граждан с родовой фамилией их предка Гуго Капета. А чтобы монархисты не смогли использовать мальчика как символ во время переворота, всю семью посадили за решетку в замок Тампль.
Якобинское правительство могло запросто убить нового неофициального короля, но светлые идеи революции возобладали – мальчика решили перевоспитать как верного сына Отечества, сторонника равноправия и свободы. Для начала 8-летнего Луи разлучили с матерью. Затем стали проводить «нравственные беседы» и приучать к ремеслу сапожника. Но это была лишь видимость, на самом деле, якобинцы стремились любыми способами расправиться с ненавидимой всеми Марией-Антуанеттой, но формальных поводов казнить ее не было, она не правила страной, а за разгульно-увеселительный образ жизни карать не решались.
Тогда-то и возник план, что во всех смертных грехах бывшую королеву обвинит ее сам Луи. Самым ужасным обвинением стало кровосмесительное сожительство Марии-Антуанетты с собственным сыном. Людовик категорически отказывался клеветать на мать, но многочисленные истязания, пытки, психологическое воздействие и откровенное спаивание мальчика сломили волю подростка, и он подтвердил факт своего растления матерью. В октябре 1793 года Марию-Антуанетту казнили. Дело сделано, о самом же Луи казалось все забыли. Он оставался в полном одиночестве под стражей в Тампле, его худо-бедно кормили, но в общении, лечении и даже личной гигиене ему было отказано. Делалось ли это намеренно или в бурных событиях Революции, когда одна группа революционеров свергала другую, и становилась жертвой расправы со стороны еще более радикальной группировки о нем просто забывали – неизвестно.
Ходили слухи, что во время «диктатуры» Робеспьера Людовика хотели сделать марионеточным монархом, чтобы примирить враждующие стороны, Робеспьера же сделать регентом – фактическим правителем государства. Могло ли такое случиться, мы уже не узнаем. В июне 1794 года произошел Термидорианский переворот, сам Робеспьер казнен, террор против монархистов и всех несогласных с результатами революции ослаблен. Луи оставался в Тампле, но условия содержания стали менее жесткими. Впрочем, это уже мало что могло изменить в судьбе малолетнего короля – два года пыток и издевательств сделали его крайне болезненным и психологически деградировавшим.
В июне 1795 года он умрет в возрасте 10 лет от туберкулеза. Такова официальная версия, но обстоятельства вокруг смерти могут свидетельствовать и о намеренном убийстве Людовика. Как раз в это время власть перешла к Директории, и некоторые ее представители вели тайные переговоры о возможности восстановления монархии, но верные республиканским идеалам "оппоненты" смогли в последний момент «стереть» с политической карты опасную персону.
По традиции, существовавшей в королевской семье Франции, во время вскрытия было извлечено сердце «короля» для дальнейшего изучения. Само же тело погребли в общей могиле и все попытки обнаружить его в последующем не увенчались успехом.
Как только о смерти Людовика объявили публично, граф Прованский, дядя Людовика XVII, объявил себя новым королем Франции под именем Людовика XVIII. Но не все поверили в смерть мальчика, в Париже в полушепот говорили о чудесном спасении Людовика и его скором возвращении. Самозванцев было очень много, некоторые из потомков этих самозванцев до сих пор заявляют о своих правах на престол Франции. Окончательная точка в этих спорах была поставлено лишь в 2000 году, когда уцелевшее сердце Людовика XVII подвергли генетической экспертизе и доказали схожесть его ДНК с ДНК родителей, развенчав попутно и миф о неверности Марии-Антуанетты и ложном отцовстве Людовика XVI.
Читайте у нас:
Нилометр и серебряный ковшик: ошибка ювелира
Зачем цари в монахи постригались: предсмертная хитрость правителей?
Тайна исчезновения легендарных дворцов багдадских халифов
Кровавое семейство на троне Византии: Юстиниан и Феодора