Итак, вашему малышу исполнился год? Разумеется, за это время он многому научился, но каждая мама волнуется - достаточно ли знает и умеет ее малыш для своего возраста?
Иногда, чтобы понять - не отстает ли ребенок от сверстников, мама начинает сравнивать его с другими ребятами на детской площадке, и, обнаружив, что ее малыш чего-то не умеет - расстраивается. Такое расстройство в большинстве случаев неоправданно. Все детки разные, кто-то развивается чуть быстрее, кто-то чуть медленнее. В этой статье мы приведем средние общепринятые показатели того, что должен уметь годовалый малыш.
Двигательные навыки
- Большинство малышей к одному году уже уверенно стоят на ножках без поддержки взрослого;
- Ходить дети, которым только исполнился один год, могут с подстраховкой взрослого;
- Годовалые дети самостоятельно умеют ползать по лестнице и ровным поверхностям, могут влезать на диван и кровать без помощи взрослых;
- Встают на ноги из любого положения, а также могут наклониться и присесть на корточки.
Речевые навыки
- Общий словарный запас годовалого ребенка может включать до 15 простых слов (нет, дай, мама, папа и т.д.);
- В этом возрасте малыш уже знает свое имя и откликается на него;
- Понимает «можно» и «нельзя»;
- Играя в игрушки, издает характерные звуки (например, катает машинку – «Бр-рр-рр», изображая звук работающего мотора);
- Пытается говорить слова и передавать интонации, услышанные у вас или по телевизору;
- Может принести игрушку или предмет, который у него попросили, понимает цвета.
Эмоциональные навыки
- Ребенок в один год активно проявляет чувства к родным – обнимается и целуется с ними;
- · Интересуется и реагирует на незнакомцев в гостях;
- · Узнает родных и близких на фотографиях, может показывать на них пальчиком, если спросить где они на снимке;
- · Скучает по родителям и ждет их прихода;
- · Реагирует на изменения тона взрослых, может заплакать, если услышит его повышение;
- · Умеет гримасничать и дразниться.
Познавательные навыки
- К одному году ребенок увлеченно играет машинками и мячами, может построить башню из кубиков, и надеть колечки на пирамидку (пока не соблюдая очередность цветов и порядок по размеру), играет с сортером (но пока просто забрасывает предметы в отверстия, не придавая значения их форме);
- Играет с другими детьми в песочнице, общается с ними, может повторять их действия;
- Дома открывает дверцы всех шкафчиков, выдвигает ящики, нажимает все доступные кнопки;
- Понимает для чего нужны бытовые предметы, проявляет большой интерес к ложкам, кастрюлям и прочей кухонной утвари;
- Подражает действиям взрослых.
Бытовые навыки
- Достигнув возраста одного года, ребенок уже умеет самостоятельно пить из непроливайки и чашки. Некоторые уже умеют пользоваться ложкой, а иногда даже вилкой;
- Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу;
- Пытается самостоятельно чистить зубы, умеет сам мыть руки и вытирать их полотенцем;
- Уже умеет проситься на горшок;
- Может самостоятельно надевать простые предметы гардероба – шапочку или обувь без шнуровки. Старается научиться надевать штанишки и кофточку.
Особо отметим, что здесь приведены усредненные показатели навыков детей к одному году. Некоторые детки умеют больше, чем описано в этом списке, некоторые меньше. Во многом развитие детских навыков зависит от генетики, условий жизни и социума.