Найти в Дзене

Однолопастный вертолет?

Bo-103
Bo-103

Воздушные винты, как известно, бывают с разным числом лопастей: в том числе существует и такая экзотика, как... однолопастный пропеллер.

Более того, он известен с незапамятных времен: достаточно взглянуть на кленовое семечко-крылатку, которое наилучшим образом летит в режиме авторотации.

-2

Неудивительно поэтому, что однолопастный винт пробовали применять в авиации достаточно давно. Существует мнение, впрочем- не единодушно поддерживаемое, что с точки зрения аэродинамической эффективности он даже несколько превосходит двухлопастный. Так или иначе, однолопастный пропеллер выпускался и применялся на самолетах - например, винт Эверелла, выпускавшийся в США в 1930-х-40 годах.

Everel propeller
Everel propeller

Винт этот - деревянный, с металлическим грузом - противовесом вместо противоположной лопасти. Насколько автор смог узнать, положение этого противовеса в известных переделах регулировалось (что позволяло точно отбалансировать винт). Винт предлагался к установке на легкие самолеты типа Piper Cub и подобные. По отзывам, работал он вполне прилично, пилотажные характеристики самолета не изменялись, а вибрации были даже меньше обычных. Несколько самолетов с таким винтом летает в США и сейчас, неизменно являясь "гвоздем" авиационных праздников и слетов. Большой популярности, однако, эта схема не приобрела.

Некоторое применение однолопастный винт нашел в авиамоделизме.

Модельный двигатель
Модельный двигатель

Значительно позже, по-видимому, с 1980-х, однолопастный винт нашел некоторое применение на мотопланерах. Речь идет о машинах с убирающимся винтом, где колонка выдвигается из фюзеляжа на время моторного полета, а затем- убирается для снижения сопротивления. В силу того, что моторный полет применяется только для набора высоты, а основное время приходится на парение, такая схема оказалась довольно удобной, за счет малых габаритов.

Мотопланер
Мотопланер

Было бы удивительно, если б такой винт не попытались поставить и на вертолёт. Попытки были. Вот, по видимому- первая: французский "жироптер", или, лучше сказать - монокоптер Папена и Руилли, названный Chrysalide. Это был реактивный вертолет: одна пустотелая лопасть длиной пятнадцать метров: сжатый воздух подавался в нее от компрессора, приводимого 80- сильным двигателем. Двигатель был и противовесом. Вырываясь из сопла, воздух приводил лопасть в движение вокруг центральной гондолы. А для управления служила поворотная труба, также работающая как газовый руль - на сжатом воздухе. Монтировалось все это на поплавке.

Chrysalide
Chrysalide

В ходе испытаний (1917 год) аппарат не смог подняться в воздух, перевернулся и затонул.

Прошло более полувека. В начале 1960-х тему однолопастного винта вспоминают в ФРГ: немецкие конструкторы создают легкий вертолет Во-103.

Во-103
Во-103

Здесь 6-метровая лопасть уравновешена противовесом, а винт несколько напоминает полужесткий "белловский". Этот вертолет летал, и летал удачно. Машина была экспериментальной и не строилась серийно.

Во-103
Во-103

Проект однолопастного вертолета был и у Сикорского: аппарат гибридного типа, среднее между реактивным самолетом и вертолетом - с фиксируемым (после взлета) однолопастным ротором. Проект просчитывался в разных вариантах и остался на бумаге.

Sikorsky XV
Sikorsky XV

Американский авиаконструктор Евгений Глухарев, занимавшийся ранцевыми вертолетами, тоже обратил внимание на эту схему. Вертолет испытывался на привязи, летал неплохо.

Gluhareff MEG
Gluhareff MEG

Однолопастный рулевой винт ставился на некоторые экспериментальные вертолеты. В 60-е-90- е годы монокоптеры строили авиамоделисты и добились немалых успехов (США, СССР, Венгрия).

...А в наше время наблюдается возвращение интереса к однолопастному вертолету в виде миниатюрного дрона. Карбон, микроэлектроника, и прочие технологические "фишки" современности, надо полагать, придадут новый импульс старой истории, начавшейся с "кленового вертолетика".

Микро-монокоптер
Микро-монокоптер

По теме: вертолет в рюкзаке

Реактивные вертолеты

На моём канале также можно прочесть и о других интересных летательных аппаратах:

Наследники Ан-2

Реактивный кукурузник

Газотурбинные квадрокоптеры

Атомные дирижабли

Первый турбовинтовой

Первый двухпалубный

Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде

Синхроптер: танец с саблями

Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.

Также Вы можете прочесть о некоторых моих полётах - например, на Севере- на маленьком Л-410 из Читы в Чару.

Или из Москвы в Бангкок прямым рейсом

Или на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири

Или в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар

Или о гидросамолётах на Шри-Ланке

Или о полёте над водопадом Виктория в Зимбабве.

Еще раз спасибо за просмотр!