Воздушные винты, как известно, бывают с разным числом лопастей: в том числе существует и такая экзотика, как... однолопастный пропеллер.
Более того, он известен с незапамятных времен: достаточно взглянуть на кленовое семечко-крылатку, которое наилучшим образом летит в режиме авторотации.
Неудивительно поэтому, что однолопастный винт пробовали применять в авиации достаточно давно. Существует мнение, впрочем- не единодушно поддерживаемое, что с точки зрения аэродинамической эффективности он даже несколько превосходит двухлопастный. Так или иначе, однолопастный пропеллер выпускался и применялся на самолетах - например, винт Эверелла, выпускавшийся в США в 1930-х-40 годах.
Винт этот - деревянный, с металлическим грузом - противовесом вместо противоположной лопасти. Насколько автор смог узнать, положение этого противовеса в известных переделах регулировалось (что позволяло точно отбалансировать винт). Винт предлагался к установке на легкие самолеты типа Piper Cub и подобные. По отзывам, работал он вполне прилично, пилотажные характеристики самолета не изменялись, а вибрации были даже меньше обычных. Несколько самолетов с таким винтом летает в США и сейчас, неизменно являясь "гвоздем" авиационных праздников и слетов. Большой популярности, однако, эта схема не приобрела.
Некоторое применение однолопастный винт нашел в авиамоделизме.
Значительно позже, по-видимому, с 1980-х, однолопастный винт нашел некоторое применение на мотопланерах. Речь идет о машинах с убирающимся винтом, где колонка выдвигается из фюзеляжа на время моторного полета, а затем- убирается для снижения сопротивления. В силу того, что моторный полет применяется только для набора высоты, а основное время приходится на парение, такая схема оказалась довольно удобной, за счет малых габаритов.
Было бы удивительно, если б такой винт не попытались поставить и на вертолёт. Попытки были. Вот, по видимому- первая: французский "жироптер", или, лучше сказать - монокоптер Папена и Руилли, названный Chrysalide. Это был реактивный вертолет: одна пустотелая лопасть длиной пятнадцать метров: сжатый воздух подавался в нее от компрессора, приводимого 80- сильным двигателем. Двигатель был и противовесом. Вырываясь из сопла, воздух приводил лопасть в движение вокруг центральной гондолы. А для управления служила поворотная труба, также работающая как газовый руль - на сжатом воздухе. Монтировалось все это на поплавке.
В ходе испытаний (1917 год) аппарат не смог подняться в воздух, перевернулся и затонул.
Прошло более полувека. В начале 1960-х тему однолопастного винта вспоминают в ФРГ: немецкие конструкторы создают легкий вертолет Во-103.
Здесь 6-метровая лопасть уравновешена противовесом, а винт несколько напоминает полужесткий "белловский". Этот вертолет летал, и летал удачно. Машина была экспериментальной и не строилась серийно.
Проект однолопастного вертолета был и у Сикорского: аппарат гибридного типа, среднее между реактивным самолетом и вертолетом - с фиксируемым (после взлета) однолопастным ротором. Проект просчитывался в разных вариантах и остался на бумаге.
Американский авиаконструктор Евгений Глухарев, занимавшийся ранцевыми вертолетами, тоже обратил внимание на эту схему. Вертолет испытывался на привязи, летал неплохо.
Однолопастный рулевой винт ставился на некоторые экспериментальные вертолеты. В 60-е-90- е годы монокоптеры строили авиамоделисты и добились немалых успехов (США, СССР, Венгрия).
...А в наше время наблюдается возвращение интереса к однолопастному вертолету в виде миниатюрного дрона. Карбон, микроэлектроника, и прочие технологические "фишки" современности, надо полагать, придадут новый импульс старой истории, начавшейся с "кленового вертолетика".
По теме: вертолет в рюкзаке
На моём канале также можно прочесть и о других интересных летательных аппаратах:
Реактивный кукурузник
Газотурбинные квадрокоптеры
Атомные дирижабли
Первый турбовинтовой
Первый двухпалубный
Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде
Синхроптер: танец с саблями
Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.
Также Вы можете прочесть о некоторых моих полётах - например, на Севере- на маленьком Л-410 из Читы в Чару.
Или из Москвы в Бангкок прямым рейсом
Или на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири
Или в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар
Или о гидросамолётах на Шри-Ланке
Или о полёте над водопадом Виктория в Зимбабве.
Еще раз спасибо за просмотр!