Случается, что мы просим помощи или услуги у других. В тех случаях, когда нам помогают, мы часто испытываем чувство долга. Луций Анней Сенека исследовал вопрос обязанности:
"Один утверждает, что его долг состоит в деньгах, другой - что его долг состоит в совете, третий - в должности, четвертый - в управлении провинцией. Но все это только знаки благодеяний, а не суть их".
Думается, есть разница между воплощением доброго дела и самим добрым делом. Поэтому суть его, скорее, заключается в расположении того, кто совершает поступок, нежели в золоте, серебре или иной форме.
"Люди неопытные обращают внимание только на то, что бросается в глаза, что дается и становится предметом обладания, и напротив, мало ценят то, что на самом деле дорого и ценно", - пишет Сенека.
По всей видимости, это забота. Забота может быть проявлена не только близким человеком, но и человеком, который желает быть ближе.
"Доброе дело продолжает пребывать и после утраты того предмета, посредством которого оно было оказано. А то, что никакая сила не может упразднить (качество, а не внешнюю форму), то сделано хорошо", - считает философ.
Сенека приводит пример, что когда он выкупил у пиратов своего друга, которого потом захватил и заключил в темницу другой враг, уничтожено не благодеяние, а польза от него. Или другой пример: дети, спасенные во время кораблекрушения и возвращенные родителям. Если их позже забрала болезнь или другое несчастье, с их утратой продолжает существовать сделанное ранее доброе дело.
Таким образом, можно заключить, что любая награда, дар, услуга не доброе дело, а его внешняя форма. Но мы не можем передать заботу иначе, как через внешние признаки ее.
"Подобным образом и то, что представляется нашим взорам, не само благодеяние, но лишь след и знак его", - заключает Сенека.
Статья четвертая из цикла по труду Луция Аннея Сенеки "О благодеяниях".
Предыдущая статья цикла: "Сенека об образе трех граций"
Помочь каналу - репост в соц.сетях.
Поблагодарить - 👍