Если вы здесь впервые, ознакомьтесь с манифестом.
Я. Как вас назвать в тексте?
Собеседник. Павел Серяков.
Я. Хорошо. Что вы думаете о фантазии - способе сбежать от реальности и фантазии - двигателей творчества? Это одно и то же качество или два разных?
Павел Серяков. Удивитесь, но я об этом не думаю. Никогда не пытался сбежать от реальности и не понимаю тех, кому это нужно. Уверен, что в жизни может произойти нечто столь страшное, что человеку будет просто необходимо спрятаться в кокон, но к счастью со мной такого не происходило. Относительно фантазии, как двигателя творчества... Дар и проклятие, не иначе. Когда мужчина может раздеть глазами девушку, представить себя на месте шефа или что-то еще в таком духе, да, он фантазер. Когда взрослый мужчина мечтает оказаться в MMORPG, обзавестись гаремом и колдовать - дурак. Творчество - попытка найти ответ на те или иные вопросы, а фантазия лишь подспорье. Надеюсь, что моя мысль понятна.
Я. Вам не нравится популярный в настоящее время жанр ЛитРПГ?
Павел Серяков. Мне кажется, что само существование этого поджанра приводит в движение тысячи тел почивших в Бозе писателей.
Я. И это хорошо или плохо?
Павел Серяков. Как минимум забавно, как максимум трагично.
Я. Есть ли под-жанр фантастики или фэнтези, который вам однозначно симпатичен?
Павел Серяков. Мне по душе «гримдарк».
Я. Сами его пишете?
Павел Серяков. Пытаюсь.
Я. Не уверены, что получается?
Павел Серяков. Как я могу быть в чем-то уверен? Авторское самобичевание еще никто не отменял.
Я. Да, наверное... А чем привлекателен беспросветный мрак?
Павел Серяков. Тем, что на его фоне доброе, светлое и вечное становится наиболее заметно. Забавно прозвучит, но одним из моих учителей был человек, учивший некогда одного известного метростроителя33. Этот замечательный педагог просил меня не увлекаться тьмой и помнить, что без тьмы не бывает света. Каждый из пишущих должен честно ответить себе на один вопрос «для чего я это делаю?». Ответ на него решает писать или послать Мельпомену к чертовой матери и никогда впредь не марать бумагу (это мое понимание процесса. не берусь утверждать, что прав).
Я. Каков ваш ответ на этот вопрос?
Павел Серяков. Пусть интим останется интимом. Человек, прочитавший мою книгу, сможет понять, для чего она написана, и не пожалеет о потраченном времени.
Я. Есть ли еще что-нибудь важное, о чем хотелось бы рассказать, но я не спросил?
Павел Серяков. Нет. Пусть читатель задает вопросы моей книге. Уверен, там найдутся ответы.
Я. Какие ссылки оставите?
Павел Серяков. Книга «Дороги скорби», рецензия на нее в СМИ.