1382 год. Восточная Европа
Когда в 1380 году князь Дмитрий Иванович Московский (1) сражался на Куликовом поле с ханом Мамаем, его союзником считался хан Тохтамыш (2), правитель среднеазиатских владений улуса Джучи, человек, признавший над собой покровительство правителя Самарканда Тимура (3). Так считают некоторые из исследователей. Правда это или нет сказать трудно. Внятных документов по этому вопросу нет.
Однако победу русских войск на Куликовом поле хан Тохтамыш использовал в свою пользу по максимуму. Он добил Мамая и стал фактическим правителем всей Золотой Орды. Когда с Мамаем было покончено, хан Тохтамыш решил, что союзное Орде Московское государство, как независимая держава, ему не нужна.
Ее либо надо уничтожить, либо разорить так, чтобы еще по меньшей мере столетие никто в ней не помышлял бы о борьбе против Орды. Тохтамыш решил пройтись «огнем и мечом» не только по Московскому, но и по всем русским княжествам.
Напомнить, так сказать, Руси времена Бату-хана.
Весной 1382 года более чем 100 тысячная армия Тохтамыша двинулась на Русь. Хан шел с юга, и первым русским государством на его пути оказалось Рязанское княжество. Его правитель, князь Олег Иванович (4), узнав от своей степной сторожи о походе татар, поспешил встретить Тохтамыша на южной границе своих земель. Он преподнес хану большие дары и обязался провести армию Тохтамыш к реке Оке, в обход основных застав князя Московского. Но Олег схитрил. Он провел татарскую армию не только в обход московских застав, но и обход собственных земель, так, чтобы они не пострадали от золотоордынского воинства.
Когда отряды Тохтамыша начали переправляться через реку Ока, весть об этом нашествии пришла в Москву. Там началась паника.
Великий князь Дмитрий Иванович решил, что город к обороне не готов и сбежал вместе со всей своей семьей в Кострому. За ним началось всеобщее бегство тех, кто обязан был в силу своих званий и должностей организовать оборону столицы государства. Сбежали не только военные и управленцы. Сбежало большинство духовенства во главе с самим митрополитом Киприаном.
И пала бы Москва без сопротивления, если бы не князь Остей из Литвы, который прибыл в эти дни в Москву, желая послужить князю Дмитрию. Остей организовал оборону и отразил первый натиск татар 22 августа. Когда Тохтамыш понял, что просто так Москву не возьмешь, он пустился на хитрость и заманил Остея и воевод московского ополчения на переговоры.
Когда те 26 августа начали выезжать из города, татары ворвались в Москву.
Началась резня.
Только убитыми, после ухода Тохтамыша, насчитали 24.000, а скольких угнали в плен? Короче, после 26 августа 1382 года Москву можно было строить и заселять заново.
Оставив Москву в развалинах, Тохатмыш разбил лагерь под городом, и разослал свои отряды разорять русские земли и города. То ли города были не готовы к отражению врага, то ли слишком крупные армии во главе с умелыми военачальниками подходили к ним, то ли кто-то предательски открывал ворота – источники об этом не говорят.
Известно лишь, что в августе-сентябре татарские отряды разгромили и сожгли города Дмитров и Переяславль, превратили в дым окрестности и посады Владимира, Можайска, Юрьева, Звенигорода. Поражение татары понесли лишь под Волоком Ламским, где формировал армию князь Владимир Иванович, брат Дмитрия Ивановича.
Что-то произошло и на юге, малоприятное для Тохтамыша, так как после поражения под Волоком Ламским, хан отозвал все свои отряды в основной лагерь, а когда все собрались, выступил на юг, в ордынские земли. По дороге татары снесли Коломну и, переправившись через реку Ока, отблагодарили Олега Рязанского за помощь и содействие: разорили и разграбили его владения.
Сам Олег едва не угодил в плен. Спасся чудом.
Из земли Рязанской Тохтамыш направился к Волге, в столицу государства город Сарай-Берке.
Узнав, что татары далеко, в Москву начали возвращаться те, кто бросил ее на произвол судьбы в начале нашествия.
Первым 7 октября из Твери прибыл митрополит Киприан. За ним начали появляться князья и бояре.
Одним из последних прибыл Дмитрий Иванович, человек, который прославился своим поведением в Куликовской и опозорился при нашествии Тохтамыша.
Да, Москва пала. Была разрушена и сожжена, но государство устояло. И хотя с ноября (когда в Москву прибыл посол Тохтамыша с требованием дани) Русь вновь начала платить дань татарам, это не было концом Русского государства.
Существует также не бесспорная, но имеющая все же некое право на существование, версия о том, что союз между Москвой и Ордой не прекращался, а во время нашествия Тохтамыша Дмитрий Иванович решил некие внутриполитические вопросы и разобрался чужими руками с оппозицией в Москве и конкурентами — соседними князьями.
В заключение хочется добавить ещё одну мысль. Она довольно банальна, но тем не менее. Сущая правда — история мало учит людей. Вот на что рассчитывали Наполеон и Гитлер, связывая победоносное окончание войны с взятием Москвы?
Москва, конечно, сердце страны - но далеко не вся Россия.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Источники: ПСРЛ, тт. 6, 11, 14, 16, 18, 23 и т.д.
1. правил в 1359-1389 гг.
2. правил в 1377-1398 гг.
3. правил в 1370-1405 гг.
4. правил в 1350-1402 гг.
Смотри также: Что такое демократия по-новгородски
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен!
Почта для связи с авторами: Wwise11111994@yandex.ua