Страх смерти сопровождает человека с момента осознания им конечности своего бытия и не покидает до самого занавеса, отравляя жизнь ожиданием неизбежного конца.
У человечества есть два философских варианта решения этой проблемы: смириться с фактом прекращения деятельности сознания после смерти физического тела, или верить в посмертное существование неумирающей души, продолжающей своё путешествие в невидимых нам мирах.
Однако, есть ли хоть какие-то материальные доказательства реальности потустороннего мира, кроме рассказов людей, испытавших клиническую смерть?
Таким доказательством могли бы послужить фазовые состояния сознания. Например, на этом поприще славно потрудился известный исследователь и пионер внетелесных путешествий Роберт Монро, выпустивший свою знаменитую трилогию. Автор создал своеобразную картографию потустороннего мира и описал его с присущей бизнесменам деловой хваткой, срывая с феномена смерти тысячелетние покровы тайны.
Роберт Монро истово верил в объективное существование жизни в тонкоматериальных мирах, чем невольно подкупал своего читателя.
Впрочем, все эти феномены Монро подозрительно напоминали осознанные сновидения, о которых писал американский психолог Стивен Лаберж, определяющий их как особое изменённое состояние сознания, при котором человек осознаёт, что видит сон, и может контролировать ход его течения.
Среди современных исследователей осознанных сновидений выделяется Михаил Радуга, который популяризировал термин «фазовые состояния», стерев границы между внетелесным опытом и осознанными сновидениями, которые, по сути, для него одно и то же. Обобщив весь мировой опыт исследований фазовых состояний, он создал собственный арсенал методов по вхождению в «мир зазеркалья». Являясь убеждённым материалистом, Радуга уверен в отсутствии какой-либо мистической составляющей в исследуемом феномене, за что неоднократно подвергался в сети Интернет критике со стороны мистически ориентированных практиков, и это несмотря на то, что он признавался, что не отрицает вероятности существования жизни души после смерти физического тела.
Мой собственный опыт изучения фазовых состояний не позволяет однозначно трактовать этот феномен. С одной стороны – совершенно реалистичные видения «того света» и ушедших родственников, с другой – мысль, что это может быть деятельностью мозга, гениально «собирающего» как конструктор картины тех миров.
Как видим, сами по себе феномены фазовых состояний сознания не могут служить доказательством бессмертия души, так как взгляды на сам феномен встречаются совершенно противоположные: от мистически окрашенных точек зрения до абсолютно материалистичных, упирающихся в область психологии.
А как считаете вы?
Денис Иванов