На заглавной иллюстрации - фрагмент портрета графа Уварова Сергея Семеновича, Этот вельможа первой половины 19 века (Николай Первый, дисциплина, цензура, Крымская война) - автор наверно самой знаменитой и самой неоднозначной официальной доктрины царской России -
Православие, Самодержавие, народность
Как только не называли графа Сергей Семеновича и современники и потомки современников - и ретроградом, и чинушей и даже душителем свободы.
А за что? Давайте сперва вглядимся в лицо этого человека. Глаза печальные, умные и недоверчивые. Высокий лоб. Аккуратная прическа с модными в первой половине века бакенбардами. Твердый подбородок. Рука с длинными пальцами что то сжимает - может и палку, а может и книгу. На темном сюртуке - один единственный орден.
А теперь давайте представим, что говорит он сам. Кто лучше самого человека расскажет о себе, о причинах своих поступков?
Граф Уваров о своей жизни
Родился в Москве в 1786 году, еще при матушке Екатерине Великой. Родителей своих помню плохо, воспитывался теткой по матери Натальей Головиной, в замужестве княгиней Куракиной.
15 лет от роду начал карьеру в Министерстве иностранных дел. В 1806 году, уже при государе Александре Первом, направлен в Вену, на дипломатическую службу.
Меня всегда увлекала античность - эта золотая колыбель человечества. Я прочитал немало книг по этому предмету, выучил латынь и греческий и даже опубликовал несколько работ по античности и археологии.
Работы мои стали известны и за границей (может потому, что мне удобнее и привычнее писать на французском языке, чем на русском) и принесли мне знакомство с Гете и Гумбольтом.
В 1810 году я публикую в Париже свою первую серьезную работу - "Проект Азиатской Академии". В этой работе я предлагаю учредить в России научную организацию, занимающуюся изучением и распространением знания восточных языков и восточной культуры. Это должно привести, по моей мысли, к распространению здравых понятий от Азии в ее отношении к России. Вот... новое поле славы неприкосновенной - источник новой национальной политики.
Статью эту переводит на русский язык наш славный Василий Иванович Жуковский и она становится известной в России.
В том же году решил я оставить дипломатическую службу и послужить Отечеству в Москве.
В 1811 году происходят два значительных события моей жизни - а было мне тогда 25 лет. Меня назначают Попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, и я вступаю в брак с внучкой графа Кирилла Разумовского, младшего брата морганатического супруга государыни Елизаветы Петровны Алексея Разумовского . Брак этот - по расчету с обеих сторон.
Екатерина Алексеевна Разумовская избрала из числа многочисленных женихов не самого аристократичного Сергея Уварова за его ум, познания и строгий взгляд на жизнь, резко отличавший его от "золотой"петербургской молодежи"
Расчет оказался счастливым: в браке рождаются три дочери, Елизавета (1812 год), Александра (1816 год) и Наталья (1821 год), и сын Алексей.
Намеки же "солнца русской поэзии" Александра нашего Сергеевича Пушкина на мои необычные отношения с князем Дондуковым-Корсаковым, назначенным мною на пост вице-президента Академии Наук, я оставляю на совести поэта, и без того не белоснежной .
Во время моей службе по ведомству просвещения, я, помимо большой административной работы, занимаюсь делами, как бы вы сейчас сказали, на перспективу:
- реорганизую Главный Педагогический институт в С-Петербурге в Университет, ввожу там ряд новых кафедр - восточных языков, литературы,
- реформирую учебные планы гимназий и уездных училищ , увеличивая в них курс российской истории. Я считаю, что именно История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудию, воинов, умирающих за Отечество, добрых и твердых царей.
Помимо административно-педагогической деятельности, я занимаюсь и искусствами: в 1815 году учреждаю, вместе с Жуковским, Вяземским и Батюшковым литературное общество "Арзамас", собравшим все "сливки" литературы и российской культуры.
За мои занятия и открытия в области древних языков, в 1816 году меня избирают почетным членом Института Франции, первой по значимости ученой корпорации Европы.
В 1818 году, когда мне было 32 года, я становлюсь Президентом С-Петербургской Академии наук, которую я и возглавлял до конца своей жизни. За время моего президентства при академии были созданы Азиатский музей, Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический и другие. Как вы думаете, сколько трудов и личного участия мне это стоило?
Проходит несколько лет, государя Александра Павловича на престоле сменяет его брат Николай Павлович. Этот царь умел закручивать гайки!
С его воцарением ситуация в просвещении и в науке становится более консервативной, и чтобы продолжать заниматься своим делом, мне приходится менять курс.
Однако я не хочу, чтобы потомки считали меня замшелым ретроградом и врагом свободы. Это не совсем так. Мы, люди 19 века, живем среди бурь и волнений политических. Народы ..... обновляются, волнуются, идут вперед. Но Россия еще юна .... и не должна вкусить, по крайней мере теперь еще, сих кровавых тревог. Надобно продлить ее юность и тем временем воспитать ее. Если мне удастся отодвинуть Россию на пятьдесят лет от того, что готовят ей теории, то я исполню свой долг и умру спокойно.
Так я считал в 1832 году и я не отрекусь ни от единого слова.
Именно благодаря моим неустанным заботам о судьбе любезного Отечества, родилась моя известная формула "Православие, Самодержавие, Народность". Тем , кто возмущается и считает ее устаревшей - замечу только то , что сила формулы - в ее триединстве. У Православия и Самодержавия без народности нет основы, у Самодержавия без Православия - нет опоры на Народ, у Православия без Самодержавия нет будущего.
Без любви к Православию, вере предков, народ, как и частный человек должен погибнуть: ослабить в них веру это тоже самое , что лишить их крови и вырвать сердце.
На Самодержавии Русский колосс упирается, как на краеугольном камне своего величия.
Народность - это синоним равноправия одного народа в семье других и одновременно - показатель индивидуальности, своеобразия, как постоянной величины, не подверженной прогрессистским изменениям"
Еще одна моя идея, за которую меня считают "врагом прогресса и демократии" - об ограничении приема в университет детей "податного сословия".
Россия - страна сословий, такою она была в мое время, такою продолжала оставаться еще годы после моего ухода. Разумеется, я считаю и считал, что для разных сословий необходимо и различная степень образованности. Различие потребностей разных сословий народа ... неминуемо ведет к разграничению предметов обучения между ними. Система общественного образования только тогда может называться правильно расположенною, когда она всякому открывает способы получить такое воспитание, какое соответствует роду жизни его и будущему призванию в гражданском обществе.
Революционные события 1848 года в Европе показали правоту моего мнения относительно России . Слава Богу, что в те времена революционная зараза и ее спутники - террор и гражданская война - нас миновали.
Остается рассказать еще совсем немного.
В 1849 году я овдовел, получил нервный удар и по собственному моему прошению был уволен с должности министра. оставшись "лишь" Президентом Академии и Членом государственного совета.
В 1950 году получил, как признание моих заслуг перед Отечеством высший орден Империи - Андрея Первозванного.
Скончался в 1855 году в Москве, на семидесятом году жизни.
Биография графа Уварова и цитаты из его текстов даются по публикации "Радетель российской самобытности" В. А. Власов Издательство: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского (Пенза) ISSN: 1999-7116
Канал "Исторические портреты" - только факты в доступной увлекательной форме о людях минувшего. Подписывайтесь на канал, ставьте "лайк" и делайте репосты в соцсетях. Канал "Исторические портреты" - ваш верный помошник в море истории и культуры нашей страны.