Найти тему
ДЕТИ И РОДИТЕЛИ

Социальный интеллект подростков: влияние на учёбу и поведение

Знаете, преподаватели приводят ко мне, как к психологу, учеников с плохим поведением и успеваемостью. К слову, ученики с хорошей и удовлетворительной успеваемостью и адекватным поведением приходят сами, когда требуется помощь в решении личной проблемы.

Теорий и классификаций интеллекта множество. Сегодня я остановлюсь на социальном интеллекте (познание поведенческой информации), т.е. способности понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека (по теории Дж. Гилфорда).

-2

Итак, я проводила исследования социального интеллекта у подростков. Оказалось, что способность понимать другого человека не сильно связана с успеваемостью. А вот если успеваемость и поведение вместе "хромают", тогда оказывается, что социальный интеллект снижен. Подросток не всегда понимает намерения, чувства и эмоции другого, поэтому не может адекватно взаимодействовать с окружающими. Приведу примеры.

-3

Подросток, дам ему имя - Петя, хорошо учится, занимается спортом, у него высокий IQ, но он часто конфликтовал с товарищами. Опросила группу его знакомых. Все в один голос сказали, что Петя "не чувствует, когда и что можно говорить. Сам не вовремя шутит, и обижается на шутки друзей". Тест Гилфорда показал, что этот подросток не очень хорошо владеет языком телодвижений, мимики и жестов. Поэтому в общении Петя может ошибаться в понимании смысла слов собеседника, потому что не учитывает сопровождающие их невербальные реакции. Знаете, о таких людях говорят, что лучше с ними не шутить. Но тренировки дали положительный результат.

-4

Другой подросток, назову его Васей, плохо учился и у него плохое поведение. Васю привели прямо с урока, потому что он мешал остальным. Он не прилагал никаких усилий в учёбе, всё время дурачился, но если слышал от кого-нибудь из товарищей шутку или замечание в свой адрес, то молча вставал, подходил и бил. Дрался Василий со всей злостью, даже с яростью. Короче, в его присутствии никто не шутил. Учителя ничего не могли с этим поделать. Мне же он предложил быть главным в классе, т.е. я давала бы поручения, а он заставлял бы остальных работать.

-5

Васю пришлось долго уговаривать пройти диагностику, потому что он объяснял мне, что он "не псих" и не будет ничего делать. Он согласен только быть командиром. После долгих переговоров, мы с ним заключили сделку: он ведёт себя тихо на уроках, проходит тесты и тренинги, которые утверждены администрацией, а я не беру его на индивидуальные занятия, в общем, больше его не трогаю. Бывает и такое.

Вася держал слово: на него больше не поступали жалобы. Да, тест показал, что социальный интеллект снижен. Вася испытывал трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия, не всегда адаптировался к разного рода взаимоотношениям между людьми. Но свои цели чётко знал; когда хотел, то мог даже чуть лучше учиться; сила воли огромная.

-6

Если ваш ребёнок-подросток имеет проблемы с учёбой и/или поведением, возможно надо провести исследование во всём его многообразии, включая интеллект. А что даёт тестирование? Тесты в практической психологии, как анализы в медицине, уточняют проблему. Когда чётко выявлена задача, то и решение будет наилучшим.

Диагностика позволяет узнать свои сильные и слабые стороны и научиться правильно использовать не только сильные качества личности, но и слабости заставить работать на себя либо взять их под контроль.

Расскажите, насколько вам важно понимать намерения, чувства и эмоции другого человека?

А у ваших детей высокий социальный интеллект?

P.S. Интересно - ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Ещё вступайте в группу по адресу https://vk.com/deti__i__roditeli Здесь запишитесь на консультацию-онлайн, и мы вместе найдём причины проблем у ребёнка любого возраста и устраним их. (Фото из открытых источников)