Илья Карпенко
«Летнее обострение» у наших досточтимых образовательных департаментов вроде бы прошло. Ни шатко ни валко наступил новый учебный год. Учителя и их осчастливленные подопечные вдохнули, выдохнули и приступили к своим рутинным обязанностям: первые – учить, вторые – учиться. Желательно – разумному, доброму и вечному. Но тут, в самый неподходящий момент, департаменты очнулись…
Учитель:
— Глаз только перестал дёргаться… А на носу опять 1 сентября!
Как сообщает «Учительская газета», нас всех (и учителей, и учеников, и всех, им сочувствующих) ждёт очередная заморская PISA…
PISA – это совсем не то, что вы, возможно, подумали. PISA – это, по замыслу его изобретателей, огромное благо для всех!
ПОД ЭГИДОЙ PISA’ы
В общем, «монетизация» нашего образования, о которой много и часто говорили большевики начиная с 1991 года, – это, возможно, ещё самое меньшее из зол, которое ждало нашу систему нашего, из без того уже очень среднего школьного образования.
АНЕКДОТ
Учительница:
— Это наше первое родительское собрание. И мне хотелось бы начать его с 3000 рублей…
Да, так вот… Школьные поборы, оказывается, оказались самым меньшим из зол. И родители, и учителя (да-да, учителя! вы думаете, они от/для хорошей жизни деньги с родителей дерут?) в конце концов поняли: да фиг с ним! Ну, если надо раскошелиться – придётся раскошелиться. Лишь бы обеспечить нашим детям качественное образование и воспитание!
Ан нет… К нам пришла PISA!
Посетив намедни город Лондон и тамошнее заседание Управляющего совета PISA’ы, руководитель нашего Рособрнадзора Сергей Кравцов радостно сообщил о том, что теперича ими запланировано проводить оценку качества образования в школах по стандартам исследования этой PISA’ы !
«— Да что ж это за фрукт такой? И с чем его едят?» –
спросит неравнодушный читатель. И будет прав: прежде чем пугаться, надо разобраться, что это заморское творение собой представляет и чем оно нам грозит?
СПРАВКА PISA – это крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения. "PISA для школ" (PISA-for-Schools) позволяет использовать инструментарий PISA вне цикла основного международного исследования, получая при этом сопоставимые данные с международной шкалой PISA предыдущего цикла.
Так вот, теперь школам всех регионов России предстоит пройти оценку качества образования по стандартам PISA’ы. По информации, поступившей от того же г-на Кравцова, ежегодно в этой PISA’е будут участвовать более 1500 школ из 14 регионов. А до 2024 года в оценке примут участие все 85 регионов России.
«— Одна из основных целей нацпроекта – вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования к 2024 году».
Ну да… В Топ-100 лучших вузов мира мы, как известно, уже вошли. Только не с той стороны…
В ЗАЩИТУ «БЛОГЕРОВ»…
Многие коллеги русисты искренне обеспокоены надвигающейся на нас перспективой в виде PISA’ы.
«— Мало нам "Болонского процесса ", так теперь ещё и оценка качества образования по международным образовательным стандартам. Кто сказал, что эти стандарты лучше и выше российских? Или нашему образованию придётся в прямом смысле до них снижаться и опускаться? Заодно и изменять в корне менталитет учителей и учеников на нечто чуждое и вредное…» (Lola Popko)
Владимир Дронов – доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации РУДН искренне сокрушается:
«— Заметьте, во всех текстах о реформах образования ни слова о воспитании! Процесс роботизации молодёжи набирает темпы!»
Что ж, нет повода не сокрушаться… Особенно глядя на то, что творят с нашим великим и могучим. Владимир Дронов рассказывает:
«— Недавно в школе русской ребята на мой вопрос “– Что такое “репка”?» дружно ответили, что это девочка, которое любит исполнять “рэп”. Глядишь, и этим словом пополнится безбрежный наш Язык…»
Впрочем, русисты – оптимисты! И всегда полны надежды на лучшее. Потому что знают, что русский язык всё перемелет, устоит и выстоит! И мы даже научимся правильно писать слова «офлайн», «блогер» и «троллинг»…
«— Русский язык обогащается! Так было и будет всегда! Другие народы подарили нам “деньги” и “таможню” и теперь уже родные “степь” и “избу”. А “блогеры” чем хуже? А уж “тролли” стали совсем родные! А вот “мышка”-патриотка никак не захотела меняться…» – говорит Владимир Дронов.
МОЛИМСЯ О ЗДРАВИИ УМА МИНИСТЕРСКАГО…
Мне по секрету сообщили, что накануне нового учебного года в РПЦ очень озаботились состоянием нашего высшего и среднего образования. И составили молитву, которая якобы теперь стала обязательной в православных храмах (во всяком случае, в тех, которые находятся на территории учебных заведений). Такоже настоятельно рекомендуется читать эту молитву перед сном всем учительствующим и преподающим.
Есть в этой молитве такие слова:
«…Верни всем преподам и педагогам вместо дьявольских рейтингов и индексов, особливо Хирша (прости нас грешных), искру твою Божью для наставничества и вразумлению отроков и отроковиц делу честному и справедливому, грамоте настоящей вместо сертификатов, лицензий, свидетельств, дипломов и прочей нечисти от лукавого!»
Похоже, теперь эту молитву придётся дополнить новым, как теперь модно говорить, дискýрсом (то бишь текстом):
«Спаси меня, Господи, от чуда заморского, PISA’ей прозванного и прочих планов бесовских занудных, никому окромя антихриста не нужных!»
Ну и напоследок надо помолиться, чтобы как-никак, а дотянуть до окончания 2019/20 учебного года. Причём желательно – в трезвом уме и добром здравии…
Господи, да услышь мя!
Ну, и как всегда, напоследок –
АНЕКДОТ
В одесской школе:
— Яша, запомни! В русском языке нет слова «шо» и слова «нету»!
— Ну, нету… И шо?
Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья