Найти тему
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ

Расколдовывание мира.

Фото: Сергей Зырянов.
Фото: Сергей Зырянов.

Глупо спорить с тем, что западная цивилизация дала человечеству массу открытий и форм представлений о мире (часть новаций являются усовершенствованными моделями изобретений колонизованных европейцами обществ Азии и обеих Америк). Есть ещё одна сфера, в которой Запад явился настоящим первопроходцем – именно в его обществах был запущен механизм десакрализации (или «расколдовывания» – этот термин был предложен социологом М. Вебером) мира. В силу некоторых черт характера – а именно любознательности, дерзости мысли и неуёмных энергий в желании добиваться своей цели, – западный человек не смог поступательно развиться в рамках религиозного канона. Он выплеснул всю свою энергию в дела научного изучения мира.

Познание объектов не имело пространственных и моральных границ – исследовались планеты Солнечной системы, земные континенты, способы человеческих отношений, анатомический ряд органов человеческого тела (в учебниках истории воспеты подвиги пионеров хирургической медицины, из благих побуждений выкапывавших по ночам из земли покойников) и т. д. У католической церкви не хватало сил удержать исследовательские порывы общества – расплатой за слабость идеологических позиций папского престола стало появление на свет рационального протестантизма, во всём противостоящего мистике; и, наверняка, более, чем католичество, выразившего природный характер германцев. Именно протестантские страны задали тон в развитии технической культуры человечества в эпохи Новой и Новейшей истории (в ХХ веке – в паре с Советским Союзом). В протестантских обществах стали распространяться естественнонаучные идеи философии; часть протестантского населения, вообще, стала атеистами.

Со временем, однако, обнаружился малоприятный признак личностной сущности рационалистов – отсутствие в их жизни мистики порождает проблемы деятельности психики, которые не может компенсировать научно-технической прогресс. Выяснилось, что в любом человеке – в том числе и современном нам – есть неискоренимая потребность в тайне, в загадке волшебных смыслов этого мира; в вере во всякого рода чудеса. Если человек не чувствует потоков энергий, мистически пронизывающих мир и связанных именно с его жизнью, он испытывает упадок сил и депрессию.

Что получается? Мир продолжает наращивать плотность рациональных установок на жизнь (логично переходящих в потребительский гедонизм); современный человек старается всё просчитать; тысячи книг, сетевых постов и рекламных роликов ему объяснят что, как и зачем устроено – живи, вроде бы, и бери, как положено, от жизни всё. Но у состоявшейся личности рационалиста, время от времени, вдруг начинает пропадать уверенность в силе привычных установок и ценностей; уверенность в её, этой самой личности, собственную силу. Дневная жизнь опровергает любое сомнение в правоте рационалистических воззрений – организм энергичен и старается явить миру бодрость духа; ночь впускает в сердце человека интимные переживания, обрывки щемящих мотивов и даже страхи.

Как это всё может проявиться в бытовой жизни? Приведём конкретный пример: рационалист до мозга костей, дослужившийся в крупной компании до должности заместителя её владельца (дело было в России), с какого-то дня вдруг начал чувствовать упадок собственных сил – до такой степени, что, закрываясь в кабинете, он лежал часами на столе для приёма гостей. Человек не устал от работы – она увлекала его, как прежде; но теперь всё шло через какое-то преодоление – с большим трудом давались даже распоряжения секретарше. В голову стали приходить мысли о том, что так недолго и потерять работу. Руководителем овладел страх – он судорожно думал, каким образом можно переломить ситуацию.

Медицинский анализ показал, что повода для волнения о физическом здоровье нет. Но в чём тогда причина странного состояния у мужчины вполне ещё средних лет? Внезапно стали приходить навязчивые кошмары с невероятными сюжетами о перестановке, краже или увоза старой мебели; о шепчущих что-то из угла чёрных губах; о ненависти к спящему всего и всея; и т. д. Удивительно, что раньше сны выпадали из жизни этого энергичного, работавшего чуть ли не сутками человека – он их попросту не помнил. Герой этой истории не верил ни в Бога, ни в психоанализ; ни в прочие формы, по его словам, «мракобесия» – но, выслушав совет жены, которая и сама сильно переживала об изменении жизненного настроя близкого человека, пошёл на обследование к «знающей бабушке».

Скользнув взглядом по фигуре больного, ведунья сказала о том, что на него наведён сглаз со стороны подчинённого с «чёрным нутром», мечтающим занять место начальника. Бабушка дала рекомендацию, как избавиться от напасти, и уже на следующий день герой истории почувствовал прилив сил; через неделю, по его же признанию, был переполнен энергией восемнадцатилетнего себя. Сама целительница, которую пациент теперь называл по имени-отчеству, объяснила всё произошедшее с ним примерно так (конечно, другими словами) – пока жизнь не давала сбоев, сил хватало на всё, и он – пришедший к ней мужчина – не чувствовал надобности сопереживать другим; когда тёмная волна выкачала из него энергию до состояния обессиливания, он вдруг понял, что мир устроен сложнее, «чем говорили» (это было выражение целительницы), «при Советской власти»; через свой страх потерять работу он открыл для себя новый канал чувствования жизни; и сейчас он сам видит, что тонкие миры могут сгубить человека или по-настоящему ему помочь.

Благодарный пациент не сразу и понял смысл сказанного этой женщиной – что теперь он через тот самый канал будет испытывать тревогу по разным поводам: о здоровье родственников, о целостности семьи, и даже о судьбах посторонних людей. Стоит добавить, что герой истории, через какие-то дни, неожиданно для себя сообразил, что прежде он вряд ли кого любил; что раньше смотрел как на данность на восторженное к себе отношение со стороны жены; что не замечал, как растут двое его сыновей и т. д.

Как потом стал жить упомянутый человек – сюжет совсем другой истории (как, кстати, и не озвученные нами рекомендации целительницы); эта же стала всего лишь предлогом для разговора о случаях реального погружения рационально мыслящего человека в поток мистики. Что-то в этом роде происходит сплошь и рядом с нами каждый день. Здоровы ли для психики погружения – это тоже вопрос. Вообще, кто знает, что есть здорово?