И ведь это… горькая правда современного мира. И подумайте сами. Жители дали кличку главному герою Вампир только за то, что тот практически никогда не выходил из квартиры.
– Значит, теперь вампиры – это затворники? – хмыкнул Бен.
– Выглядит смешно, – пожал плечами Карл. – Но здесь жители оказались правы. Главный герой – самый настоящий вампир, успешно скрывающийся от людей.
***
Какой смысл в сером, задрипанном и совершенно бесполезном существовании вампира? Неужели бессмертие – для того, чтоб возвести на пьедестал ничтожество? Отсутствие имен, отсутствие личностей как таковых, целей, идеалов… <…> С таким же успехом вампир мог быть оборотнем, ангелом, эльфом, ведьмой… или просто человеком. Последняя версия даже была бы интересней.
Правда, подробнейше и очень живо показан сам подъезд, набитый такими же серыми, ничтожными, безликими людьми, типовыми, как заплеванная лестница, грязное битое окно, да и весь дом. Быть может, именно Подъезд – главный герой, и все дифирамбы – ему?
***
Несколько сбивало повторение «Он» - все время с заглавной буквы. В начале, пока у Него не было имени,– да. Но потом… Я постоянно одергивала себя и напоминала, что речь в данной книге – не о боге или его сыне, которых принято в текстах обозначать с заглавной буквы.
(Из отзывов на Авторские нетленки)
Попинывают иногда Автора в отзывах. Частенько за дело. Здесь вот попинывают за то, что своего амнезичного героя с большой буквы прописал – Он. Прописал не от большой любви к герою, а чтобы у читателя от имени персонажьего, спутниками даденого, да другого имени, настоящего, во флешбеках вспоминаемого, окончательно шарики за ролики не закатились. Замудрил, короче, Автор бессовестнейшим образом.
И за других, безымянных да безликих героев попинывают – за вампира-затворника по имени Вампир и чужака по имени Чужак. А Автор-говнюк на том не остановился. Наваял еще рыцаря по имени Рыцарь, орка по имени Орк и тролля по имени Тролль. В общем, не будьте такими, как Автор.
Если серьезно, то меня давно привлекает литературное явление, при котором полноценные имена собственные заменяются на «нарицательное существительное, выступающее в качестве имени персонажа». Именно такое описание дано на сайте «Грамотра.ру» А своего термина для данного явления нет. Всякие там «идиолектный антропомикон», «мифоним», «прецедентное имя» и «ономатопоэтическое имя» (мое глубокое уважение, если ты с первого раза смог это выговорить) есть, а этого – нет. Ну, или Автор термина не нашел. Если вы знаете подходящий, то, пожалуйста, подскажите.
Когда-то Автору попалась на глаза книга Мариам Петросян «Дом, в котором…», в которой у героев не было имен:
«На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс – мудр. Табаки, конечно, не шакал, хотя и любит поживиться чужим добром. Для каждого в Доме есть своя кличка, и один день в нем порой вмещает столько, сколько нам, в Наружности, не прожить и за целую жизнь. Каждого Дом принимает или отвергает. Дом хранит уйму тайн, и банальные «скелеты в шкафах» – лишь самый понятный угол того незримого мира, куда нет хода из Наружности, где перестают действовать привычные законы пространства-времени.
Дом – это нечто гораздо большее, чем интернат для детей, от которых отказались родители. Дом – это их отдельная вселенная».
Клички здесь не только у воспитанников, но и у воспитателей. У каждого обитателя Дома своя роль. Единственный персонаж, чье имя все-таки упоминается в романе, – это Курильщик, он же Эрик Циммерман. Видимо, потому что в сюжетной арке, которая происходит в настоящем времени, Курильщик – главный герой. И да, он курит.
Далеко не все прозвища несут в себе функцию. Если со Слепым, Сфинксом и Лордом все более-менее понятно, то мотивация кличек Македонский, Помпей, Волк, Ральф/Р первый – загадка.
Вот где функции явно читаются, так это в сказках. Вспомнить те же «Сказки дядюшки Римуса» Джоэля Харриса:
Гонялся, гонялся Братец Лис за Братцем Кроликом, и так и этак ловчился, чтобы его поймать. А Кролик и так и этак ловчился, чтобы Лис его не поймал.
– Ну его совсем, – сказал Лис.
И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь, вот он скачет по дороге – гладкий, толстый и жирный Кролик!
– Эй, там, погоди, Братец Кролик! – сказал Лис.
– Некогда мне, Братец Лис.
Все сразу понятно. Первый герой – это хищник, который пытается съесть второго – маленького травоядного зверька. Конфликт понятен даже ребенку.
Работает не только с животными. Вот пример из авторской сказки Романа Седова:
– Подведём итоги месяца, – Дракон поставил перед Рыцарем кружку с чаем. – Нас любят.
Рыцарь открыл было рот для ответа, как в пещеру влетел гнилой помидор. Рыцарь тяжело вздохнул.
– Недовольные есть всегда, – пожал плечами Дракон. – Один помидор ещё ничего не значит.
– Это двадцатый, – буркнул Рыцарь.
– В самом деле? А где остальные?
К помидору подбежал Одуванчик, отряхнул его и сунул в рот.
– Ага, – протянул Дракон. – Понимаю. Есть догадки, чем люди недовольны? Мы ведь делали хорошие дела.
Читателям здесь совершенно не важны настоящие имена дракона и рыцаря. Хватает того, что первый – это огромный огнедышащий ящер, похищающий принцесс, а второй – мужичок в латах, главная обязанность которого – биться с этим самым ящером. Мы имеем в сознании сложившиеся клише, и герои ломают их уже потому, что дружат. За счет этого и ситуаций, в которые попадают персонажи, достигается юмористический эффект.
Зачастую авторы обезличивают персонажей, превращая их в ходячие клише, ради высмеивания чего-то или стилизации подо что-то. Взять мангу «Убийца гоблинов», в которой прослеживается стилизация под настольную игру «Dungeons and Dragons». Героев – так называемых «авантюристов» – зовут Убийца гоблинов, Жрица, Дева меча, Копейщик и т.д. Ничего лишнего, только функция и наше представление о том, что этот стереотипный персонаж должен делать.
Подведем итог.
Всегда ли персонаж должен быть полноценной прописанной личностью? – Не обязательно.
Должен ли он нести больше одной функции? – Нет. Часто и ее достаточно.
Живущий в подъезде Вампир прячется от света и пьет кровь, а Чужак потому зовется чужаком, что он не из упомянутого подъезда. И больше ничего.
_____________________________________________________________________________________
Измышления о говеных обложках - самиздатских и не очень.
О бессмертных румынах и ударении
Загадочное существо - интернет-рыцарь
Возлегшие на щеки ресницы, невозможные глаза, морщины-прописи и другие перлы в любовных романах
Как помочь мужчине с температурой (с точки зрения любовного романа)
Понравилось? Жми лайк - поддержи автора!
Ещё мистики, книг, комиксов, игр и злобно-латинских измышлений о жизни - подписывайтесь.)