Начало 90-х в сфере видеоигр ознаменовалось противостоянием двух 16-битных консолей – SNES и Sega Mega Drive. И Sega и Nintendo стремились удивить геймеров, и первые с Соником и вторые со своим Марио, что называется, вошли в историю. Но сегодня речь пойдет о не менее популярной серии игр, ярко сверкнувшей и быстро потухшей в первой половине того десятилетия.
Мы говорим о Streets of Rage (или Bare Knuckle в японской версии) – игре, до сих пор имеющей миллионы поклонников по всему миру. SOR относится к жанру beat’em’up – «избей их всех». Посему задача игрока предельно проста – передвигаться по уровню, устраняя по пути, все, что движется навстречу. За разработку этой игры в Sega взялись в самом начале девяностых, взяв за основу движок Golden Axe и некоторые наработки из Revenge of Shinobi. Планировалось утереть нос другим «драчкам» - Final Fight.
Первая игра из серии вышла в 1991 году и сразу получила высокие оценки критиков и игроков. Сюжет игры отсылает к популярным боевикам 80-х годов. Три бывших офицера полиции, мастера боевых искусств – Аксель, Блейз и Адам встают на тропу войны с криминальным синдикатом во главе с неким Мистером Х, что держат в страхе родной город. Герои при помощи своих кулаков и подручных средств (также ограниченное число раз можно вызвать «подмогу» в виде полицейского патруля с огнеметом) уровень за уровнем продвигаются к цели – офису Мистера Х, расчищая свой путь от всевозможных панков, рестлеров, огнедышащих толстяков. При игре вдвоем можно увидеть две концовки – хорошую и плохую. В первом случае вы с партнером на предложение главного злодея о сотрудничестве оба отвечаете отказом, побеждаете Мистера Х, и все счастливы. В противном случае, если один из игроков соглашается на условия врага, то начинается бой между героями. Побеждает предатель – открывается плохая концовка. Если же оба игрока ответили согласием, игра возвращается на 6 уровень.
В целом первая часть для дебюта вышла очень даже неплохой и атмосферной. Отдельного внимания заслуживает божественный саундтрек от Юдзо Коширо, основанный на хаус-музыке конца 80-х – начала 90-х.
Чтобы закрепить свой успех, японцы спустя год выпустили вторую часть, и эта игра является моей любимой не только в конкретной серии, но и вообще среди всех игр, когда-либо выходивших на Sega. Возможно, это связано с тем, что сначала я познакомился именно с сиквелом, и было это в раннем детстве, в начале нулевых. Впрочем, и спустя годы детские впечатления не ослабли. Вторая игра является более доработанной – у нее более красочная палитра, и более качественная по сравнению с первой частью прорисовка деталей. Атмосфера SOR 2 – теплая и летняя в отличие от «темной» атмосферы первой игры, напоминающей советский перестроечный фильм.
Еще более красивой и многослойной стала музыка Юдзо Коширо, на сей раз подрядившего в помощники другого композитора – Мотохиро Кавашиму. Вместе они создали вкуснейший и актуальный хаусовый саунд с небольшими переходами в соул и техно. Вообще, на мой скромный взгляд, Streets of Rage 2 наряду, наверное, с Sonic The Hedgehog 3 является самой музыкальной игрой Sega.
В плане сюжета суть осталась той же – необходимо спасти город, а также похищенного Адама от рук неугомонного Мистера Х, на сей раз переселившегося в загородную резиденцию на острове. Помогать Акселю и Блейз вызвались качок Макс и брат Адама – скейтер Сэмми.
Что еще важно – вторая игра, опять же, по моему мнению, самая легкая и приятная в прохождении.
И, наконец, третья часть – на данный момент, последняя. Она вышла в 1994 году, и здесь разработчики уже постарались выжать максимум из возможностей 16-разрядной системы. Игра стала еще более яркой, колоссально прибавила в динамике и вариативности прохождения. Появилось множество ответвлений, ловушек и препятствий, вроде дрезин, бульдозеров и пр. На одном дыхании эту часть уже не пройти – нужно проявить смекалку. Усложнился сюжет – теперь команде, усиленной киборгом Доктором Заном, предстоит сразиться с армией роботов, подконтрольных Мистеру Х, к тому же, заминировавшему город. И каждый раз, когда кажется, что победа уже близка (как, например, на уровне в резиденции Мистера Х), оказывается, что все это - лишь подстава. Всю в игру в 16-битном воздухе витает атмосфера апокалипсиса – например, вам придется на одном из раундов спасать высокопоставленного генерала от утечки газа, а финальная битва пройдет под обратный отсчет взрывного устройства.
Нагоняют жути и страшные образы роботов, и, что самое печальное, музыка. На сей раз Коширо отошел от мелодичного хауса в пользу технорейверских мотивов. Увы, но временами музыка из SOR 3 напоминает банальную какофонию.
Как бы то ни было, третья часть стала самой отполированной из серии Streets of Rage, хотя, повторюсь, она мне дико не нравится из-за атмосферы. При всех стараниях разработчиков и любви фанатов нельзя было не заметить, что эра 16-разрядных систем, а вместе с ними и SOR уходит в прошлое. В 1994 году состоялся релиз первой Playstation, начали выходить первые игры, выполненные в 3D. С тех пор не раз возникали слухи о переносе культовой серии на платформы нового поколения, появлялись даже какие-то демо-материалы, но логического продолжения не следовало.
В 2008-2011 годах ностальгирующие испанцы из студии Bomber Games создали Streets of Rage Remake – игру, объединившую уровни из всех трех классических игр с дополнениями в виде не вошедших в основные SOR моментов (например, уровней с мотоциклами, планировавшихся для третьей части). Помимо этого, вышло большое количество модов, в том числе, и российских.
И вот совсем недавняя новость – на конец 2019 года все же намечен выход четвертой части Streets of Rage с постаревшими Акселем и Блейз в главных ролях. Так что мы еще повоюем.
Ну а в целом, Streets of Rage – это приятная для вечернего времяпрепровождения серия игр. Я и сам порой включаю эмулятор, чтобы вспомнить детство – то время, когда безумно радовался этим разноцветным пикселям и еще не пересел за компьютер.