Найти тему
ПроНаследие. Media

Наследие - это любовь. Деревенская жизнь Насти Солдатовой

От городских жителей порой можно услышать: “Брошу все и уеду в деревню!” Правда, такие разговоры не часто заканчиваются действием. Впрочем, нам известны и обратные ситуации. История Настасьи Солдатовой - пример того, как люди не боятся неизвестности и ныряют в новую, полную предстоящих открытий, жизнь. Виктор Жигульский пообщался с Настей о решении о переезде из Самары в деревню, деревенскую жизнь год спустя, проекте “Живая этнография” и планах на будущее.

О наследии в трёх словах:
Старинный фотоальбом
Древо
Преемственность

Я принимала участие в съемках фильма про Рождественские традиции в Самарской области. Мы снимали зимой в деревне Большая Дергуновка, в маленьком, но очень уютном доме с большой печкой. И меня «проняло». До этого не раз была в деревнях в экспедициях, к тому моменту проект "Живая этнография" уже работал, но я не питала особых иллюзий насчет деревенской романтики. Планов о переезде в деревню из города не было. Однако после тех съемок появилось очень отчетливое желание пожить в деревне. Оно росло, постепенно затмило все остальные.

Мой знакомый, а ныне молодой человек, Илья как-то пригласил к себе в Псковскую область. Я поехала и осталась. Эта история про «если очень захотеть...». Я очень-очень захотела и не встретила ни единого препятствия.
-2

Наша деревня в Островском районе совсем маленькая: в ней меньше 20 жилых домов, всего одна улица. Нет ни магазина, ни школы. Я называю это место «Рай в шалаше на Краю света». Зимой остается 5 жилых домов, включая наш. Выходишь на улицу и узнаешь по следам, кто за последние три дня мимо дома проходил. Удивительное чувство. Наш двор – поле. Его не видно со стороны дороги, не понятно, какой простор открывается. За полем - березовый лесочек. Целый мир, ни единого дома вокруг, ни души. Кажется, я до сих пор не до конца понимаю, в какой роскоши живу.

-3
-4

Безусловно, я хочу, чтобы в нашу деревню приезжали гости, хочу большой гостевой дом, беседки, сеновал, качели и чайные уголки по саду, чтобы везде можно было найти себе комфортный уголок.

Я бы хотела создать здесь место отдыха от городской суеты для наших друзей и знакомых. К сожалению, особых достопримечательностей, которые можно восстановить, здесь нет, а значит, придется самим становиться такой достопримечательностью. Деревня и дом оживают, когда приезжают добрые люди.
-5

Год спустя

Я в деревне год, поэтому сейчас только начинаю понимать, как выстраивать ритм жизни. Миновал первый огородный сезон, на удивление удачный. Сейчас время сбора и заготовок. Недавно у нас появился большой холодильник, стараемся побольше заморозить на зиму - великое удовольствие есть среди зимы ягоды! Основная сложность сейчас в отсутствии водопровода, но совсем скоро мы это исправим. Канализацию Илья сделал еще прошлой осенью, и, скажу я вам – радость!

-6
Меня очень забавляет то, как мы, сознательно отказавшись от многих благ цивилизации, радуемся мелочам. Искупались в бане – класс! Печь с утра затопили – просто супер! Канализация – улет! Большой холодильник – вау! Я ожидала, что будет гораздо больше сложностей, а оказалось, что мне почти ничего не надо для комфорта. Это понимание придает сил и чувства независимости: мы сами себе горячая вода, отопление, электричество, сами можем еду вырастить и собрать.

Мы всё лето грустили, что не выросла мята, хотелось заготовить для чая. И буквально недавно пошли в лес за грибами, а там большая поляна дикой мяты! Мелочь, но мы довольны. Та же ситуация была с черноплодной рябиной. Её мы обнаружили в соседнем заброшенном саду, хотя искали по всем полям и лесам.

-7

Собака несколько дней подряд в одном и том же месте возле сарая находила ежей. Как они там оказывались, не понятно. Место не проходное, им явно не по пути. Направляли их в сторону леса.

-8

Думала, что гораздо сильнее буду чувствовать нехватку общения с людьми. На деле сложность оказалась другой: очень страшно оставаться наедине со своими мыслями, слушать и слышать себя. Отчётливо поняла, как город отнимает силы. Когда я поначалу выбиралась в город, то физически ощущала наваливающиеся чужие настроения, напряжение, мысли. Нужно дистанцироваться, напрягаться. А в деревне не нужно, никаких посторонних воздействий, можно расслабиться. Наверное, меня сейчас поймут только те, кто также уехал из города. Год назад я думала, что также могу расслабиться у себя дома или в кругу друзей, но город постоянно держит в фоновом напряжении, которое перестаешь замечать.

Пожалуй, единственное, чего мне действительно не хватает в деревне - вдохновения разнообразными людьми.

Живая этнография

Живая этнография – онлайн-дневник фольклорных экспедиций. Когда-то, до того, как я попала в свою первую экспедицию, я очень впечатлилась статьей с фольклориста Никиты Петрова об устройстве экспедиций, ведь никто не рассказывает о том, как это, что за мир разворачивается в экспедициях, какие бывают казусы, какие правила, как взаимодействовать с местными, как бывает сложно и невероятно интересно. Так и появилась “Живая этнография”.

-9

Я вела репортажи с места событий, по свежим следам выкладывала фото, истории, рассказывала о том, как мы живем, в каких условиях трудимся. Сейчас для "Живой этнографии" пишут многие участники экспедиций, я лишь иногда редактирую и публикую тексты. Вне экспедиций проект выступает как площадка для анонсов Самарских фольклорных мероприятий. Там можно найти ссылки на все фольклорные группы и кружки, узнать об актуальных событиях.

Любыми путями стараюсь донести до широкого круга людей, передать без пафоса и нравоучений, что традиция – это про жизнь в настоящем. Это невероятно глубоко и красиво. "Живая этнография" – один из таких каналов.

У фольклористов невероятное количество работы, которую нужно успеть сделать, пока живы хранители традиций. Для профессионалов искать простые формы - сложно. Для них очевидно, что традиции прошлого важны в настоящем, это не нуждается в дополнительных объяснениях. Но для не вовлеченных в тему людей это не так. И когда-то не было очевидно мне. В “Живой этнографии” мы стараемся общедоступным языком зацепить, привлечь людей - одним словом, сделать всё, чтобы наши читатели влюбились в традиционную культуру, старушек в деревнях, песни и истории, сохранение наследия.

Утрата наследия

Я думаю, что далеко не всем понятно, что такое "утратить наследие". Точно так же, как мы не понимаем, что такое потерять близкого человека, пока не потеряем его. Для кого-то утраты наследия может не существовать вовсе - не стоит питать иллюзий. Кому-то можно показать, как наследие тает, и он поймет и примет участие в акции спасения. Но кого-то больше заботит проблема бездомных животных, например, а до культурного наследия нет дела - и это нормально. Каждому своя забота и душевная боль.

Хочется сказать: «Главное, чтобы…». Но я не могу сформулировать - чтобы что? Наверное, все же главное, даже если тебе плевать на сохранение наследия, не обесценивать труд и тревоги людей, которые посвящают этому часть своей жизни.

Подготовка материала: Виктор Жигульский

Фото: Либо Видит

(с) ПроНаследие, 2019. При копировании материалов просьба указывать ссылку на источник.