Найти тему
ПРОСТО ЗРИТЕЛЬ

Магическое слово «рейтинг»

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Телесеть» (1976) Сидни Люмета. Впервые услышала об этом режиссере от Анджелины Джоли, считающей его лучшим, Мэтром кинематографа. Фильм подтверждает это высокое звание. «Телесеть» - очень динамичный и захватывающий, на мой взгляд, фильм. Несколько сюжетных линий тесно связаны с центральной: влиянием телевидения на людей. По внутреннему смыслу фильм поразительно актуален для сегодняшнего дня: воздействие телевидения (СМИ, в целом) на людей – мощнейшая вещь (просто сегодня еще добавился Интернет с борьбой за пользователей и их «лайки»). И те, кто держит "бразды" управления народной массой, всевластны (забавно, что правительство, как орган, причастный к власти, режиссером даже не рассматривается – похоже, Люмет не считает его способным оказывать реальную власть).

Телесеть, находящаяся на грани банкротства и вынужденная закрывать одну за другой свои телепрограммы из-за низкого рейтинга (вот оно – волшебное слово!), вдруг становится суперпопулярной из-за пожилого ведущего, всю свою жизнь проработавшего на телевидении и объявившего в прямом эфире, что через две недели он покончит с жизнью прямо в эфире. Удивительно наблюдать, как меняется мнение причастных к управлению телеканалом людей, и как каждый из них пытается извлечь выгоду из создавшейся ситуации. А все потому – что зрительская аудитория обратила свое внимание на этого ведущего!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Магическое слово «рейтинг» будоражит умы боссов. Они готовы пойти на все ради высокого рейтинга. Пустить в эфир сумасшедшего «пророка»? – Пожалуйста! Показать «реалити» с террористами, грабящими банк? – Легко! Дать эфир ультралевым или ультраправым? – Запросто. Они пойдут на сотрудничество с кем угодно, лишь бы рейтинг оставался высоким, не замечая, как сами теряют человеческое, превращаясь в бездушных существ, для которых жизнь человека теряет смысл. «В тебе больше не осталось ничего, с чем я могу жить, - говорит один из героев фильма (Уильям Холден, кстати, - помните его роль в «Париже, когда там жара»?) руководительнице отдела новостей. - Ты одна из гуманоидов Говарда. Если я останусь с тобой, я буду уничтожен. Так же как все, к чему прикасается институт телевидения. Ты - воплощение телевидения, безразличное к страданиям и бесчувственное к радости.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вся жизнь стала для тебя банальностью. Война, убийство, смерть – для тебя все одинаково. Как пивные бутылки. Ты даже чудеса пространства и времени превращаешь в секунды и мгновенные повторы. Ты безумна. Враждебно безумна. Все, к чему ты прикасаешься, умирает с тобой. Но только не я. Я пока могу чувствовать удовольствие, боль и любовь…» И он оказывается прав. Логическое завершение фильма – убийство.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Прекрасные работы Фэн Данауэй, Уильяма Холдена, Питера Финча, Роберта Дюваля и других… Ну и «Оскары», конечно. Фильм вошел в сотку «величайших американских фильмов».