«Телесеть» (1976) Сидни Люмета. Впервые услышала об этом режиссере от Анджелины Джоли, считающей его лучшим, Мэтром кинематографа. Фильм подтверждает это высокое звание. «Телесеть» - очень динамичный и захватывающий, на мой взгляд, фильм. Несколько сюжетных линий тесно связаны с центральной: влиянием телевидения на людей. По внутреннему смыслу фильм поразительно актуален для сегодняшнего дня: воздействие телевидения (СМИ, в целом) на людей – мощнейшая вещь (просто сегодня еще добавился Интернет с борьбой за пользователей и их «лайки»). И те, кто держит "бразды" управления народной массой, всевластны (забавно, что правительство, как орган, причастный к власти, режиссером даже не рассматривается – похоже, Люмет не считает его способным оказывать реальную власть).
Телесеть, находящаяся на грани банкротства и вынужденная закрывать одну за другой свои телепрограммы из-за низкого рейтинга (вот оно – волшебное слово!), вдруг становится суперпопулярной из-за пожилого ведущего, всю свою жизнь проработавшего на телевидении и объявившего в прямом эфире, что через две недели он покончит с жизнью прямо в эфире. Удивительно наблюдать, как меняется мнение причастных к управлению телеканалом людей, и как каждый из них пытается извлечь выгоду из создавшейся ситуации. А все потому – что зрительская аудитория обратила свое внимание на этого ведущего!
Магическое слово «рейтинг» будоражит умы боссов. Они готовы пойти на все ради высокого рейтинга. Пустить в эфир сумасшедшего «пророка»? – Пожалуйста! Показать «реалити» с террористами, грабящими банк? – Легко! Дать эфир ультралевым или ультраправым? – Запросто. Они пойдут на сотрудничество с кем угодно, лишь бы рейтинг оставался высоким, не замечая, как сами теряют человеческое, превращаясь в бездушных существ, для которых жизнь человека теряет смысл. «В тебе больше не осталось ничего, с чем я могу жить, - говорит один из героев фильма (Уильям Холден, кстати, - помните его роль в «Париже, когда там жара»?) руководительнице отдела новостей. - Ты одна из гуманоидов Говарда. Если я останусь с тобой, я буду уничтожен. Так же как все, к чему прикасается институт телевидения. Ты - воплощение телевидения, безразличное к страданиям и бесчувственное к радости.
Вся жизнь стала для тебя банальностью. Война, убийство, смерть – для тебя все одинаково. Как пивные бутылки. Ты даже чудеса пространства и времени превращаешь в секунды и мгновенные повторы. Ты безумна. Враждебно безумна. Все, к чему ты прикасаешься, умирает с тобой. Но только не я. Я пока могу чувствовать удовольствие, боль и любовь…» И он оказывается прав. Логическое завершение фильма – убийство.
Прекрасные работы Фэн Данауэй, Уильяма Холдена, Питера Финча, Роберта Дюваля и других… Ну и «Оскары», конечно. Фильм вошел в сотку «величайших американских фильмов».