Найти в Дзене

Самая знаменитая книга Вольтера: веселый пессимизм "Кандида"

Статья для тех, кого интересует философия и кто знает, кто такой Вольтер. Или хочет узнать. В творчестве знаменитого насмешника и острослова Франсуа-Мари Аруэ, известного миру как Вольтер, есть книга, в которой сконцентрировано все то, за что его многие так любят до сих пор. Острый, как бритва, быстрый, насмешливый ум, язвительное, бьющее точно в цель, остроумие, умение тонко шутить, богатая фантазия и способность выразить философские идеи в увлекательной и даже фривольной форме. Все его портреты, кстати, прекрасно передают суть его живого характера, в котором остроумие, насмешливость и веселость были отличительными чертами. Итак, эта знаменитая книга называется "Кандид, или Оптимизм". Внешне, по фабуле, она представляет собой авантюрную повесть, в которой рассказывается о приключениях молодого человека, оптимиста, по имени Кандид. Он является сторонником философа Панглосса (выдуманный персонаж), который, в свою очередь, является последователем немецкого мыслителя Готфрида Лейбница (

Статья для тех, кого интересует философия и кто знает, кто такой Вольтер. Или хочет узнать.

В творчестве знаменитого насмешника и острослова Франсуа-Мари Аруэ, известного миру как Вольтер, есть книга, в которой сконцентрировано все то, за что его многие так любят до сих пор. Острый, как бритва, быстрый, насмешливый ум, язвительное, бьющее точно в цель, остроумие, умение тонко шутить, богатая фантазия и способность выразить философские идеи в увлекательной и даже фривольной форме.

Вольтер
Вольтер

Все его портреты, кстати, прекрасно передают суть его живого характера, в котором остроумие, насмешливость и веселость были отличительными чертами. Итак, эта знаменитая книга называется "Кандид, или Оптимизм". Внешне, по фабуле, она представляет собой авантюрную повесть, в которой рассказывается о приключениях молодого человека, оптимиста, по имени Кандид.

Он является сторонником философа Панглосса (выдуманный персонаж), который, в свою очередь, является последователем немецкого мыслителя Готфрида Лейбница (реально существовавший человек). Лейбниц утверждал, что в мире существует предустановленная гармония, и все, что в нем происходит - и должно произойти, чтобы эту гармонию поддержать.

Жан Гюбер "Вольтер, встречающий гостей"
Жан Гюбер "Вольтер, встречающий гостей"

Панглосс, основываясь на лейбницевской концепции, находится в прекраснодушном убеждении, что, если мир устроен гармонично, и все события направлены на сохранение этого чудесного состояния, то значит, все, что происходит в мире - к лучшему. Ведь Лейбниц говорил:

«бог не создал бы мира, если бы он не был лучшим из всех возможных».

Так что лейтмотивом по всей книге мигрирует фраза "Все к лучшему в этом наилучшем из миров!". Юный Кандид тоже вооружен этой фразой, и книга собственно, о том, как в горниле невообразимых злоключений, в которые попадает герой повести (а также Панглосс и возлюбленная Кандида Кунигунда), эта оптимистическая фраза каждый раз опровергается, чтобы в конечном итоге подтвердиться.

Обложка одного из современных изданий "Кандида"
Обложка одного из современных изданий "Кандида"

Вольтер, по большому счету, показывает в своей книге обеспокоенность общественной ситуацией, в которой Европа находилась в середине XVIII века. Это была эпоха оптимизма, когда философы были воодушевлены открывающимися возможностями, какие дает раскрепощенный разум. Освободившись от религиозной догматичности, он устремился к реальному познанию мира через науку и не видел перед собой вообще никаких преград.

В философии тогда господствовало мнение, что мир устроен разумно, логично и закономерно.

Иллюстрация к "Кандиду"
Иллюстрация к "Кандиду"

Но при этом события в этом мире происходили невеселые. На этом фоне Вольтер и подверг сомнению оптимистические настроения коллег. Шла унылая и бессмысленная Семилетняя война. Попытки Вольтера повлиять на правителей Европы, чтобы прекратить бессмысленную бойню, провалились. Доводы разума были бессильны против амбиций власть имущих и их жадности.

Огромным потрясением для всех (и Вольтера тоже) стало сильнейшее Лиссабонское землетрясение, фактически уничтожившее город и принесшее многочисленные жертвы. Вопрос: как в наилучшем из миров могло произойти такое? - мучил интеллектуалов.

Книга Вольтера - насмешка над собой в первую очередь, над собственной верой во все хорошее. Черный юмор, которым полна повесть, налет цинизма, обрушивание все новых и новых несчастий на голову злополучного Кандида и его друзей - это сублимация того смятения, которым была полна душа философа.

Но, черт побери, какая все-таки смешная эта книга! Если вы ее еще не читали - рекомендую ее вам.

Распространите эти знания. Давайте ссылки на мой канал. Читайте еще:

Медиа как продолжение человека: теория Г.М. Маклюэна

Что значит быть консерватором, хорошо это или плохо

Загляните на досуге в этот пост в другом блоге:

Нимфы - пленительные девы, олицетворяющие образ природы