История, произошедшая с юной девушкой, до сих пор окутана тайной. С одной стороны – она жертва, оказавшаяся в руках деспота и преступника, а с другой – отцеубийца, сознательно принявшая на себя грех.
Беатриче родилась 6 февраля 1577 года в семье богатого римского аристократа. Ее отцом был Франческо Ченчи – грубый и развратный старик, ненавидевший своих детей и жен. Он был внебрачным ребенком папского казначея, но унаследовал, тем не менее, высокое положение, графский титул и неплохую часть финансового состояния своего предка.
Первая супруга Франческо скончалась и оставила ему семь детей. Мужчину тяготили родительские обязанности, в особенности финансовые затраты. Известно, что он отказался выплачивать пособие своим сыновьям. Двое детей были убиты, и Ченчи заявил, что не даст на похороны ни монеты. Франческо вновь женился, его избранницей стала молодая красавица Лукреция Петрони.
Над дочерями Беатриче и Антонией аристократ издевался: держал взаперти и лишал еды. Антония не собиралась мириться с жестоким обращением и пожаловалась понтифику. Климент VIII подобрал для девушки жениха и заставил отца выдать ей приданое. Антония умерла при очередных родах.
Беатриче и Лукреция, между тем, продолжали терпеть издевательства отца семейства.
Младшая сестра поступила по примеру Антонии и составила прошение к Папе Римскому, однако, письмо так и не дошло до адресата.
Историю убийства Франческо стараниями писателей дополнил художественный вымысел, а потому неясно, что в действительности происходило в доме Ченчи. Распространенной стала версия о сексуальном насилии в отношении Беатриче.
Но есть и еще одно предположение – 22-летняя девушка завела любовника, а строгий надзор отца мешал этой связи. Кроме того, алчный Франческо не собирался готовить ей приданое.
Неизвестно, кто стал инициатором заговора. В нем участвовали Лукреция, Беатриче и ее брат Джакомо. У Джакомо были свои мотивы для убийства. Отец тянул из него деньги, тогда как сам Джакомо кормил жену и шестерых детей. Еще одним заговорщиком стал аристократ Гуэрра, который просил руки Беатриче и получил отказ.
В ряде источников говорится о нескольких сценариях убийства. Так, прикончить главу семейства собирались с помощью яда. Рассматривались также услуги бандитов, которые подстерегли бы жертву в лесу на пути в соседний город. По одной из версий, этот план провалили наемные убийцы — они сорвались с условленного места, не дождавшись Франческо. Мужчину ожидала иная участь. 9 сентября 1598 года во время ужина женщины подсыпали в его напиток снотворное. Ему нанесли раны и сбросили из окна.
Началось расследование. Беатриче, Лукрецию и двух ее братьев арестовали. В отличие от сообщников, Беатриче не признала свою вину даже под воздействием пыток. Ее младший брат, 15-летний Бернардо, был помилован Папой. Горожане требовали помиловать Ченчи, пострадавшую от жестокости отца. Климент VIII отказался помиловать заговорщиков, им был вынесен смертный приговор. Незадолго до казни Беатриче составила завещание. Часть ее средств переходила женскому монастырю, часть — на приданое 50 бедным девушкам.
Беатриче была казнена вместе с сообщниками через отсечение головы.
Имущество было конфисковано: около 7 тысяч гектаров земли вместе с роскошными замками перешли племяннику Климента VIII.
Образ Беатриче Ченчи нашел свое отражение в произведениях европейских классиков таких как Оноре де Бальзак, Чарльз Диккенс, Перси Шелли, Стендаль, Александр Дюма Оскар Уайльд и многие другие.
Есть версия, что молодой художник Караваджо присутствовал на казни Беатриче, и именно знакомство с этим видом казни, обезглавливанием, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь и Олоферн».
В честь нее названы площадь Piazza dei Cenci и набережная Lungotevere dei Cenci в Риме.
Всего о Беатриче Ченчи было снято два короткометражных фильма (1908, 1909) и пять полнометражных фильмов (1911, 1926, 1941, 1956 и 1969).
«Инквизиция» (Beatrice Cenci, 1969) – прекрасный фильм разнопланового и уникального режиссера Лучио Фульчи (Lucio Fulci).
Сам Фульчи неоднократно говорил, что считает эту картину лучшей в своей карьере. Этот фильм относится к тем фильмам режиссера, которые и по прошествии времени после их просмотра остаются еще надолго в памяти.
Начинающий маэстро хоррора всё же заметно выражает свою талантливую мрачную эстетику, ввергая зрителя в роскошно поданный мир прошлого, безупречно воссозданный на экране костюмерами и декораторами.
Зрительный ряд ловко сочетает весь богатый размах знатного семейства с прелестями жизни аристократии и натуралистичную жестокость властных людей с инквизицией.
Режиссер дробит повествование на фрагменты с частыми межвременными переходами – зритель уже в начале картины знает кто убийцы и что они находятся под пытками инквизиции – это делает картину очень интересным зрелищем.
Смелая подача двуличной лживости прикрывающейся моралью или даже Богом усугубляет трагизм ситуации, когда априори о справедливости речи нет, а существует лишь выгодный исход дела для заинтересованных получить прибыль.
В ролях: Эдриэнн Ларусса (Беатриче Ченчи), Томас Милиан, Антонио Касагранде, Жорж Вильсон.