Хочется бросить все, надеть свитер, взять гитару, прихватить палатку, уйти в лес, разжечь костер и сыграть “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”. Жаль, что в 2к19 бардовские песни звучат во всеуслышание только из уст Семена Слепакова, да на квартирниках, которые еще надо поискать. Сегодня мы поговорим про одно из самых “уютных” музыкальных направлений, которое когда-нибудь вернется. Уж не сомневайтесь, мода-то циклична!
История
Бардовская или же авторская песня зародилась в середине прошлого столетия. Феномен музыкального движения заключается в том, что “родины” и “отца” нет - авторская песня зазвучала в одно и то же время в разных странах, поэтому будет немного грешновато заявить об исключительно русской душе в мелодиях авторских песен. Нет! В Европе и Америке барды пусть и не собирались в лесах у костра (хотя и такие были, но в меньшем количестве), но активно пропагандировали свое творчество со сцен баров и клубов.
Но мы поговорим про Россию. Бардовская песня впервые зазвучала в качестве “походной”, “туристической” и “студенческой”. Отличительная черта музыки - авторское звучание “официальных” композиций: интонации, музыка и вообще, максимально неформальный подход. Вот и собирались “бунтари-каверщики” в лесах, да перепевали романсы на свой лад, а потом и вовсе начали создавать свое. Вот геолог Николай Власов прославился в довоенной Москве своей грустной песней, у которой даже название трогательное “Студенческая прощальная”.
Когда эпоха бардов только набирала обороты, участники движения не обращали внимание на то, что авторские песни мало отличимы от “официальных”: мотив, мелодия, а порой и слова. Разве это важно, если так уютно и хорошо под бой гитарных струн?
Пик популярности приходится 1960-е года, поскольку авторская песня стала способом самовыражения шестидесятников. Если говорить о лидерах движения, то и стоит упомянуть и этапы:
- Романтизм и Булат Окуджава/А.Галич с песнями странствий и критикой общества
- Ирония, сатира и Юрий Клим с дерзкими песнями о свободе и немного о политике
- Ирония и Владимиры Высоцкий с более изящной трактовкой песен протеста
- Военная тематика и песни не о восхвалении героев, а о боли и страданиях, которые несет с собой война
Разумеется, Советские власти были недовольны песенным бунтом и такими способами самовыражения, поэтому запрещали выступать на сценах, создавали условия для скорейшей эмиграции - “Раз не нравится-вали”. Те, кто остались - разбрелись по походам, где тихонечко самовыражались на природе.
В конце 80-х авторская песня была пропитана тоской по былым временам и грустью о конце эпохи, поскольку власть всячески перекрывала “кислород” и подвергала творчество цензуре. А в 90-х барды и вовсе замолчали - страна-то развалилась, не до песен было.
Сейчас авторская песня медленно возрождается. Поэты берут гитары и поют о том, что болит, перебирая три аккорда. Выступают как “старички”, так и новые музыканты, которым есть что сказать. Но уже не так громко, как это было раньше - с маленьких сцен и под светом приглушенных ламп. Или на тематических фестивалях и специальных, своих площадках. А еще авторская песня редко, но звучит среди туристов, которые сделали перерыв на пути к вершине горы и достали гитару. Авторской песне быть! Всегда быть!