Найти в Дзене
Военные Путешествия

Гитлеровский танкер на службе в СССР

Как-то холодным зимним вечером я задался мыслью о судьбе немецкого флота после Второй мировой войны. После дня победы, страны победительницы решили разделить флот. Кому-то достались крейсера, а кому-то несколько устаревших кораблей и вспомогательных судов. После детального изучения трофейного флота, оказалось, что одно из вспомогательных судов эксплуатируется в России до сих пор! Недолго думая, я решил отыскать место стоянки, а так же попытаться попасть на борт, пока танкер не пустили "на иголки". Корабль нашёлся на главной базе Черноморского флота, а значит есть шанс найти его в Севастополе. Билет на самолёт и в путь! Благо стоят они на самолёт зимой в разы дешевле, чем в сезон отпусков. К сожалению, жёсткий диск был утерян, а вместе с ним и канули мои фотографии. Осталась только пара кадров, сделанная на телефон. Начнём с истории: Танкер был заложен в 1939 году на верфе D.W. Kremer Sohn в немецком городе Эльмсхорн. 25 июля 1941 года судно было спущено на воду под именем "Else".
Оглавление

Как-то холодным зимним вечером я задался мыслью о судьбе немецкого флота после Второй мировой войны. После дня победы, страны победительницы решили разделить флот. Кому-то достались крейсера, а кому-то несколько устаревших кораблей и вспомогательных судов.

После детального изучения трофейного флота, оказалось, что одно из вспомогательных судов эксплуатируется в России до сих пор! Недолго думая, я решил отыскать место стоянки, а так же попытаться попасть на борт, пока танкер не пустили "на иголки". Корабль нашёлся на главной базе Черноморского флота, а значит есть шанс найти его в Севастополе.

Билет на самолёт и в путь! Благо стоят они на самолёт зимой в разы дешевле, чем в сезон отпусков. К сожалению, жёсткий диск был утерян, а вместе с ним и канули мои фотографии. Осталась только пара кадров, сделанная на телефон.

Танкер на месте своей стоянки
Танкер на месте своей стоянки

Начнём с истории:

Танкер был заложен в 1939 году на верфе D.W. Kremer Sohn в немецком городе Эльмсхорн. 25 июля 1941 года судно было спущено на воду под именем "Else".

ТТХ Танкера:

Водоизмещение танкера: 1200 тонн
Длинна: 61 метр
Ширина: 9 метров
Осадка: 2,75 метра
Дальность плавания: 1200 миль
Максимальная скорость: 12 узлов
Силовая установка: 2 дизеля 900 лс.

Всего в команду "Else" входило 26 человек. Из них 20 матросов и 6 офицеров. Так как судно имело военное назначение, его вооружили двумя крупнокалиберными пулемётами 2 cm FlaK 30 и двумя пулемётами MG 34.

В годы Второй мировой войны, судно было приписано к Люфтваффе и доставляло в Норвегию топливо. Именно там оно и было захвачено Английскими войсками в 1945 году. Британцы быстро включили трофейное судно в свой флот. До 1946 года танкер ходил под названием «Empire Tigina». Позже, в качестве немецких репарации, был передан Советским ВМФ и отправлен служить с Балтики в Чёрное Море.

Лишь в 1948 году танкер обрёл новое имя "Истра". С тех пор Танкер прошёл не одну тысячу морских миль. Побывал во многих морях и международных портах. Участвовал в эвакуации беженцев во время Грузино-Абхазского конфликта 1992 года. Несмотря на солидный возраст, "Истра" до сих пор трудится по своему прямому назначению и входит в состав 205-го отряда судов обеспечения Черноморского флота России.

Корма танкера
Корма танкера

Я нашёл танкер в Южной бухте г. Севастополя. Именно там он находился в момент моего приезда. К сожалению, подняться на борт судна не получилось. Сделав несколько фотографии, я отправился изучать не менее интересные объекты. О них я расскажу в следующие разы.

Интересные факты о танкере "Истра":

  • По одной из легенд, судно предназначалось для перевозки элитных вин в Третьем Рейхе.
  • На Истре ёмкости под топливо (танки) эмалированы, и поэтому не подвергаются коррозии.
  • Если приглядеться к корме, то, под краской, можно увидеть контуры старого названия "Else"и порт приписки "Kiel"
  • В 2014 году был построен другой танкер, и тоже под названием "Истра". Он так же бороздит просторы Чёрного моря. Порт приписки - Таганрог.