В нынешнем году культовому фильму Дэвида Финчера "Бойцовский клуб" исполняется 20 лет. За это время фильм из проходной экранизации романа Чака Паланика стал настоящей легендой и находится в списке десяти "лучших фильмов за все время", по версии крупнейшего интернет-ресурса о кинематографе (IMDb).
Несмотря на то, что фильм был снит по одноименной книге - он имеет существенные расхождения с оригиналом. Сам автор романа Паланик признал, что киноадаптация Финчера получилась намного лучше его собственного литературного оригинала.
Фильм имеет огромную фанатскую базу и часто ставится в пример современным картинам, которые пытаются делать ставку на зрелищность и высокобюджетную графику. Сегодня разберем несколько интересных моментов, которые не знает большинство зрителей.
1. Худший фильм года
Премьера фильма состоялась 15 октября 1999-го года и не имела даже малейшего успеха. Кинокритики не спешили хвалить картину, а зрители просто проигнорировали "очередной проходной боевичок".
Виной тому была провальная рекламная компания, в которой сделали ставку на узнаваемость Бреда Питта и сцены драк. Финчер протестовал против такого бессмысленного маркетинга, но продюсеры были непреклонны. Как результат - о фильме всерьез заговорили, как о культовом кино, только спустя десять лет.
2. Настоящее имя главного героя
Имя главного героя ни разу не произносится на протяжении всего фильма. В книге также главный герой не называется. Но исходя из некоторых малозаметный деталей, можно сделать вывод, что рассказчика зовут - Джек.
Впрочем, сам Чак Паланик опроверг эту теорию, когда выпустил прямое продолжение романа в виде "графической новеллы" т.е. комикса. Там он прямым текстом назвал главного героя - Себастьян.
3. Все планировалось не так
Паланик решил изменить основную концепцию "Бойцовского клуба", когда уже дописал большую часть рукописи. По его словам, он сам не подозревал, что Рассказчик и Тайлер Дерден это один и тот же человек.
Только ближе к кульминации он понял, что их поступки и мысли дополняют друг друга. Затем писатель принял решение "объединить" этих персонажей, чем и получил лучший сюжетный твист во всей книге.
4. Подсказка режиссера
Если смотреть фильм внимательно, то становится заметно как герой Эдварда Нортона по ходу картины становится все слабее. В то время как герой Бреда Питта наоборот набирает силу и энергичность.
В финале перед нами предстают совсем изможденный Рассказчик и Тайлер, который находится на пике своей форма. Тем самым режиссер давал понять, что они один человек, еще до кульминации. Эти и другие намеки на сущность Дердена можно встретить по всему фильму. Например: Во время сцены в автобусе, где едут Рассказчик и Тайлер, герой платит только за одного человека.
5. Самоирония
Во время своей вдохновляющей речи перед членами клуба Тайлер Дерден произносит фразу о ложных ценностях, которые им внушают СМИ и общественное менее. В своем монологе он отчетливо произносит "Нам внушили веру в то, что каждый из нас сможет стать звездами кино и рок-н-ролла".
Во время произношения "Звездами кино" он смотрит на Нортона (который в тот год был очень востребованным актером), а в конце фразы про "Рок-н-ролл" он смотрит на персонажа Джареда Лето (который за год до выхода фильма создал невероятно успешную рок-группу "30 Second To Mars").
6. Множественные личности
Есть очень распространенная теория о том, что не только Тайлер Дерден, но и Марла Сингер является одной из множества личностей главного героя. Она, также как и Дерден, не отражается в зеркалах.
Также одной из личностей Рассказчика является и другой важный герой фильма - Здоровяк Боб. Иными словами главный герой практически в одиночку все и организовал. Других главных героев фильма - попросту не существует.
7. Фраза, которой назвали целое поколение
В одном из своих самых известных монологов Тайлер Дерден произносит фразу: "Ты не прекрасная и уникальная снежинка, ты такая же разлагающееся органическая материя, как и все остальное".
После этой фразы, на западе вошел в обиход термин "Поколение снежинок". Он описывал поколение молодых людей, чей период взросления пришелся на самое начало 21-го века. Их так называли за излишнюю ранимость и "слишком безопасную, сытую жизнь".