Мы постоянно видим и слышим о том или ином, новом производителе электромобилей, при этом, насколько нам известно, существующая власть выступает не то, чтобы против против этой идеи, но и не особо "за", проповедуя перевод авто на газ, в частности - метан (почему - это не так уж и плохо, почитать можно у меня же в блоге). Хотя, различные подвижки в этой сфере есть, например льготы на покупку электромобиля, произведённого в РФ 25% от стоимости, а недавно гос.копания РосАтом купила долю в одном из стартапов электромобилей.
Четкого ответа "быть Русскому Электромобилю или не быть" нет, но предлагаю вспомнить всех, кто пытался.
Сразу оговорюсь, углубляться в технические характеристики я не стал, так, как статья разрослась бы в 2 раза, превратившись набор текста из "копировать-вставить", её цель другая - если вы о чём-то не знали, то с помощью этой статьи у вас появиться возможность узнать и изучить вопрос подробнее.
Сегодня пойдет речь обо всех известных "Русских электромобилях", уверен, не обо всех вы знали. А если не упомянул кого-то я - не обессудьте, а пишите в комментарии, дополним.
Номер один - Ё-Мобиль.
Печальный, зато известный, один и "пионеров" или "отцов основателей "в нашей стране электромобильного движения не взлетел, даже не начавшись, хотя в СМИ нашуметь успел, о нём не говорил только немой, а политики всех мастей и калибров пытались попиариться на проекте. Производится должен был в Санкт-Петербурге, имел гибридную схему, в конструкции которого предполагалось использование электрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора, вращаемого газо-бензиновым двигателем внутреннего сгорания, и от ёмкостного накопителя энергии. За счёт применения такой схемы Ё-кроссовер имел бы базовый полный привод.
По сути, это было "ноу-хау", которое и должно было обеспечить ему успех среди покупателей, но вероятно, либо это никому не интересно, либо Ё-мобиль опередил своё время.
7 апреля 2014 года проект закрыт и все наработки переданы в НАМИ. О причинах закрытия Вы можете и самостоятельно почитать в википедии.
Номер два - Zetta.
Zero Emission Terra Transport Asset - так его название расшифровывают создатели.
Больше всего в СМИ прошлись по этому авто, о нем говорил даже Денис Мантуров. Выпуск и продажи обещали на начало 2020 года, но как всегда, что-то пошло не так. Проект получился довольно страшненьким, странным конструктивно, с сразу достаточно непонятными перспективами и аудиторией покупателей. Тем не менее, мелькал в СМИ и даже получал гос.финансирование.
На данный момент проект "всё", о чем можно почитать в моём блоге или более подробно поискать в интернете.
Номер три - Monarch.
Проект начал мелькать в СМИ, как премиальный электромобиль произведенный в России, показали даже макет кузова, но дальше был объявлен режим радиотишины. То ли проект умер, то ли он стал суперсекретным, получив огромное финансирование в тайне готовится взорвать рынок (сарказм, конечно), но последняя новость "что у них всё готово к старту" датировалась 21/09/2020 года, я полагаю, что проект умер, как и его предшественники.
Однако, сайт всё еще работает, кому интересно.
Номер четыре - Лада Эллада.
Несмотря на то, что электрификацией населения занялся крупнейший в России известный бренд, в очередной раз не выстрелило.
Конечно, первые попытки начались еще при союзе в 1975 году, но это скорее были просто эксперименты, выпущено всего 2 штуки, время было другое, электрификация не выстрелила нигде, даже в США. Но прошло почти 40 лет и тут
Первый Серийный Российский электромобиль!
Звучит, конечно, гордо. Но есть нюансы :)
На 2013 год стоимости машины была 1,25 млн руб, что даже в 2023 году - не самая низкая стоимость за новый автомобиль. Всего успели произвести около 100 единиц, были попытки продвижения властям южных регионов, но подвела и отсутствующая сеть зарядных станций и отсутствие нормальной поддержки от государства. и низкий спрос на такие автомобили у населения.
Батареи хватало всего на 140 км пробега, а при температуре ниже 0 вовсе на 100, а при включении обогрева салона и стекол, вовсе, батарей хватало на 50км, а заряжалась она 8 часов, такие себе эксплуатационные характеристики. Увы, этих проблем не лишены и современные электромобили.
Тем не менее, единичные экземпляры до сих пор живы, их снимают те или иные блоггеры, так как пилотная партия около 80 шт. была всё-таки распродана.
Кстати, Лада не сдаётся и снова анонсировала выпуск теперь уже E-Largus на заводе в Ижевске.
В некоторых СМИ насчёт данного автомобиля есть сомнения, считается, что локализация низкая, стоимость высокая, а спрос рынка для запуска целого завода небольшой, поэтому и запускать его вовсе не придётся. Тем не менее - это и не запуск с нуля, скорее просто версия ранее производимых Ларгусов, так что не так уж это и дорого для запуска.
Номер пять - Иж Овум.
Довольно странный "бэтмобиль" Иж Овум, он же UV-4 от совсем неавтомобильного концерна Калашников. Что ж, в наше время становится всё труднее удивляться. Да и само слово Овум на латыни означает Яйцо, зачем, почему, так много вопросов...
Машина несколько похожа на Renault Twizzy, но как мы знаем, он не то, чтобы в России, в мире-то распространения нормального не получил, на что рассчитывал Калашников делая ему конкурента - не понятно, с учетом нашего климата и состояния дорог.
Автомобиль до серьезной серии не дошел, что было достаточно очевидно. Успел засветиться в лице цементовозки автомобиля для служб полиции, скорее всего, в рамках пиар-акции.
Номер шесть - УАЗ.
Да, даже УАЗ попробовал не остаться в стороне, причем начал он это достаточно давно.
Первые эксперименты по "электификации населения" УАЗ начал в 1970х годах, но в серию, естественно, это не пошло.
Дальше были странные эксперименты по электрификации "Хантера". Я, честно не очень представляю "разрядится в лесу" или, что еще интереснее "сели аккумуляторы в бою (туда же и окопная зарядка)" или то, как будут чувствовать себя все эти электрокомпоненты, при довольно жесткой эксплуатации такой техники, но вероятно кому-то такой был нужен. Проект был совместный с Чехами, фирмой MWM, стоит понимать, что скорее всего дальше дело не пойдет, в ввиду сложившейся политической ситуации, хотя начинка вся Китайская, возможно, при весомом спросе дружественная страна поможет воплотить этот проект в жизнь.
А вот эта версия самая жизнеспособная. Хоть, формально, её выпускает "Электромобили Мануфэкчуринг Рус" в Москве, машина, естественно, базируется на УАЗ Профи и в рамках электромобилизации, по поводу и без, в Москве, вполне может претендовать на мелкую серию городской доставки. Машины существуют и даже катаются вживую, одну такую я лично видел в СПБ, почему-то на Московских номерах.
Номер семь - Evolute.
Трудно назвать этот бренд непосредственно Российским электромобилем, так как из Российского там только пресловутый "бейдж-инжиниринг" и крупноузловая сборка. Кроме того, продажи "не рвут топ", что не обещает хоть какую-нибудь локализацию. Хоть я уже и видел его вживую, что I-Pro, что I-Joy, автомобиль, на самом деле странный, не смотря на то, что бренд отечественный.
Ай-про, он же "бейдж-инжиниринг" DongFeng E70 (который в свою очередь неглубокий рестайлинг Nissan Almera).
В целом, ничего плохого в попытках у нас что-то собирать я не вижу, удивляет лишь выбор площадки, зачем-то, начали выпускать в Липецке, на никому не известном заводе, имея с десяток простаивающих авто площадок в стране. С другой стороны - работа в регионах тоже не плохо, не всё ж в одном Питере концентрировать.
Седаны - первая модель, которую начали выпускать, есть дилерская сеть, первые машины уже были замечены в такси. Кстати лично я наблюдал, как такой Эволют ныряет в лужу, глубиной по номерной знак и спокойно едет дальше, вот такой киберпанк в России, дорог нет, а электромобили есть.
Производитель обещает увеличивать локализацию, если будет спрос. На самом деле, локализовать ту же кузовщину или сидения, стёкла, диски в России возможно - поставщиков, ныне ушедшего Европейского автопрома хватает, аккумуляторы, кстати, тоже уже производят несколько заводов и еще несколько строятся. Вопрос пока остаётся в блоках управления и электродвигателях.
Ай-Джой, он же бейдж-инжиниринг Dong Feng E3. Вторая, пока менее популярная модель, хотя я встречал уже такую в автопарке Россетей, что выглядит вполне логично - компания продавец электроэнергии использует свой продукт для экономии средств.
Ай-Скай - вот этот претендент более симпатичный, чем ширпотреб первых двух. Опять же - это переименованный кроссовер Dongfeng Forthing Thunder, который в самом Китае дебютировал лишь в ноябре 2022-го и вышел на рынок в начале этого года, так что говорить, что к нам приходят "нераспроданные складские запасы неликвида из Китая" не стоит, машина вполне новая.
Еще один представитель Эволютов в нише электрокроссоверов. Его роль стать "самым быстрым производимым автомобилем в России"
Главная особенность – это большая выходная мощность и отличная динамика разгона. На набор 100 км/ч потребуется всего 3,7 секунды. А суммарная отдача силовой установки достигает 500 л.с., за счёт чего ему пророчат быть "самым-самым".
Похоже, что Эволют решил закрыть все существующие ниши рынка, не самый симпатичный Ай-Вэн (а хотите - Иван), может стать востребованным, так как в данном классе конкуренции не прям уж и много. Такой может пригодится в городской логистике, в доставке или такси, но сомневаюсь, что его цену осилят многодетные семьи.
Смущает то, что такое количество моделей на одном небольшом заводике не подразумевает глубокую локализацию. Может, оно и правильно - сначала дать предложение рынку, а потом, если есть спрос заняться локализацией, чем заняться локализацией сразу и обанкротится, как некоторые представители этого списка. В то же время, на сегодня Evolute у нас - единственный серийно работающий бренд электромобилей в сегменте рынка автомобилей для личного пользования.
Номер восемь - E-Neva.
Тёмная лошадка, не менее секретного концерна...Алмаз-Антей, производящего обычно, штуки несколько покрупнее.
Тем не менее, его гражданское подразделение, вероятно, в рамках "диверсификации экономики" и перераспределения мощностей на гражданскую продукцию придумало новый отечественный электрокроссовер E-Neva. Кстати, в Санкт-Петербурге существует интернет провайдер с таким названием, поэтому, поговаривают, что автомобиль получит "ребрендинг" или, правильно говорить "ренейминг".
Выглядит он вот так, как по мне - самый достойный представитель нашего электродвижения внешне, на фоне всех предыдущих собратьев.
Сам по себе электрокроссовер - модульный, на электротележке, подразумевающей, как и различные варианты кузовов, так и возможно последующий экспорт, как базу для электромобилей других марок. (Это конечно, на сегодня мечты-мечты, однако, путь верный)
Подразумевается несколько вариантов кузовов, кроссовер, грузовичок и хэтчбэк в окраске, намекающей нам на каршеринговый вариант, однако вживую пока показали только кроссовер, на котором успели покататься блоггеры, который уже презентовали правительству.
Не обошлось и без наследия Ё-мобиля, одна из платформ подразумевает газовый гибрид.
Чисто электрическая модификация без вспомогательного ДВС будет иметь запас хода на уровне 463 км. Максимальная скорость составит 197 км/ч, а время разгона до 100 км/ч — 2,7 секунды (и тогда даже обгонит Ай-джет).
Из дополнительных аспектов, которые стоит учесть - в СМИ утверждают, что имеется довольно высокий уровень локализации, так как при проектировке использовали уже существующие компоненты, производящиеся в России. Так же, поговаривают, что производство запланировано на конец 2024-2025 год на бывшем автозаводе Тойота.
Выстрелит проект или нет, все еще остаётся загадкой, так как для Алмаз-Антей проект не профильный, а в новой ситуации есть, чем заняться. Возможно и денег-то хватит, не сказать, что оборонка в данный момент обделена финансами, вопрос остаётся в том, что по основному профилю заказов полно и не хватает кадров их реализовывать, чтобы еще заниматься непрофильными вещам, с неясной перспективой. Ну, а нам остаётся пожелать проекту удачи и наблюдать за развитием.
Номер девять - АТОМ.
Наверное, наиболее нашумевший в СМИ на сегодня проект, так как за его реализацию взялись сразу 2 крупные гос.копорации, собственно КАМАЗ и РосАтом. Даже я не поленился написать статью о нём.
Кстати, на сколько я знаю, единственный стартап, который, даже дошел до предзаказа, и кто-то, даже этот предзаказ оформил.
Как я себе понимаю, ставка в первую очередь на городскую логистику, каршеринг, такси, доставка. Это, вполне удачный план, так как корпоративные заказчики дают прогнозируемый спрос, с ними проще работать в плане обратного отзыва о надежности техники и эксплуатационных характеристик.
На это предположение намекают задние "суицидальные" двери, которые существенно повышают комфорт посадки на задний ряд.
Я надеюсь, что такая техника станет доступна(в первую очередь по цене) и для обычных клиентов, желающих ездить на электромобилях, тем более, что количество зарядок растёт не по дням, а по часам, появились даже услуги от электросетей встроить Вам зарядку в паркинге, а паркинг не такая уж редкость в новостройках мегаполисов.
Это - чисто городской автомобиль, и по моему мнению, нечего и вовсе лезть в класс кроссоверов, там хватает производителей, лучше "довести до идеала" эту конструкцию по приемлемой цене и отличным характеристикам.
Что ж, а пока наблюдаем, ждём.
Номер десять - Elecar Tigarbo.
Подразумевается, наверное, ELEctricCar, но "Еле-кар", еле-еле душа в теле, в России звучит как-то не очень благозвучно, с маркетингом нужно поработать.
Одна из самых тёмных лошадок нашего автопрома.
Предприятие "КОМЗ-Экспорт" расположено в г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область. Завод был образован в 1945 г. и работал вначале как ремонтно-техническая база, где проводился выпуск и ремонт горнопроходческого и строительного оборудования. В 1953 г. был образован "Каменский опытный механический завод" по производству сварочных электродов и грузоподъемных кранов, а также оборудования для подготовки и подачи бетона. В 1997 г. было создано Общество с ограниченной ответственностью "КОМЗ-Инвест", главной продукцией которого стала строительная техника и сварочные электроды. А в 1999 году компания была переименована в ЗАО "КОМЗ-Экспорт", на сегодняшний день предприятие является производителем оборудования и комплектующих для различных отраслей.
Завод выпускает продукцию под торговой маркой TIGARBO. Основу линейки продукции составляют:
- Автобетоносмесители
- Бетонные заводы
- Сварочные электроды и абразивные круги
- Почвообрабатывающая техника
- Моторные катамараны
- Парковые фонари
- Электромобили
Да уж, довольно разнообразный список деятельности, подозреваю, что электромобили там собираются крупноузловой сборкой из Китайских комплектов. Может, конечно, я не прав, но информации, правда не очень много.
Чудо природы выглядит вот так (что-то среднее между бетономешалкой, электродом, бетонным заводом и электромобилем) и позиционируется, как электромобиль для спортивных мероприятий.
Не желаю производителю ничего плохого, скорее наоборот более активно работать со СМИ, что мы поняли, как это, зачем, и почему, в том числе, активная работа со СМИ - драйвер продаж. Пока, класс выглядит не очень востребованным (да и не совсем автомобилем, в нормальном понимании), тем более, в таком классе уже производитель в РФ уже есть, но если производителю это выгодно - пожелаем ему удачи.
Номер одиннадцать - Москвич 3Е
Электрическая версия уже достаточно хорошо знакомого нам Москвича. Признаюсь, первоначально и я не был уверен, что Москвич хоть кто-то будет покупать, кроме каршеринга и такси, но признаю, был не прав, Питерские дворы и пробки заполонила продукция отечественного завода за очень короткий срок. Ждет ли такая же судьба электрическую версию - покажет время. Пока, его позиционируют, как конкурента Эволют Ай-Джой, в той же цене, а судя по фото с презентации завод тоже нацелился сперва на коммерческий рынок. Преимущество Москвича раскрывается в большой поддержке властей и хорошо развитой дилерской сети (по сути - дилерской сети ушедшего Рено), голосовать же рублём остаётся Вам.
Забавно, что в топы продаж электромобилей вошел лишь один представитель этого списка в России, хотя на этом рынке рост продаж к 2022 году 244%. Я думаю, стоит подождать 2-3 года, чтобы оценивать объективно.
Пока 2е и 4е место в топе продаж занимает Evolute, остальные ввезены параллельным импортом. Хотите верьте, хотите нет - "самый народный" электромобиль у нас - это новый бренд, не получивший большую пиар-кампанию от властей, выпускающийся на ранее неизвестном заводе.
Я сознательно не стал писать обо всех машинах, которые продаются на нашем рынке, так как в условиях параллельного импорта пришлось бы писать обо всех электромобилях в мире.
Планируется вторая часть статьи - коммерческая техника.
Радоваться тому, что электротема у нас жива или горевать, решать Вам. Лично я писал две статьи на эту тему:
Почему Россиянам не обязательно пересаживаться на электромобили.
Но в то же время, почему электромобили - это не так уж и плохо.
Пишите, что думаете, как и обычно.