Два дня назад у меня сломался домофон. То есть не слышу я, если кто-то мне у подъезда названивает. Не узнал бы об этом, если бы не зашла к нам в гости любимая дочь и не позвонила по телефону с вопросом, где это папенька с маменькой шляются по вечерам, когда к ним любимая дочь заглянула.
Делов там было всего ничего: какая-то хрень отошла от какой-то хреновины, отверткой пару раз крутануть, и всё заработало. Но случай этот навёл меня на странные мысли. А если бы был я спортсменом, к примеру, легкоатлетом, и в этот самый час сидел бы дома, как в ADAMS записал, и ждал допинг-контролёра. А он бы в это время напрасно пытался дозвониться ко мне в квартиру, а потом написал бы мне пропуск допинг-теста…
А, не дай Бог, напал бы на меня понос, и сидел бы я в одиночестве на унитазе со спущенными штанами, а в это время позвонил бы в сломанный домофон допинг-контролёр, или даже в работающий, и пока я трусы натягивал, ушел бы, и опять же отметил пропуск допинг-теста…
К чему я о домофоне и поносе? А к тому, что Генеральный директор Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Юрий Ганус в интервью ТАСС заявил, что ОКР ущемляет независимость РУСАДА «настаивая на предварительном уведомлении спортсменов при проведении процедуры допинг-контроля. Сейчас идет процедура согласования, хотя в данном случае ОКР фактически нарушает не только корпоративные нормы, но и наши принципы независимости».
О каком «согласовании» может идти речь, если такое уведомление недопустимо? Это уже «искажение фактов», а проще говоря, враньё.
В действительности «комиссия спортсменов ОКР в рабочем порядке и режиме обсуждения» обратилась в РУСАДА с предложением в рамках действующих правил ВАДА выработать "более конструктивный подход" взамен действующего. А действующий таков: инспекторы РУСАДА регистрируют пропущенный тест, вместо того, чтобы на месте позвонить спортсмену по телефону для обеспечения доступа к месту непосредственного проживания спортсмена. Это не запрещено правилами ВАДА.
И здесь у меня возникли необоснованные подозрения: а случайно ли инспекторы пришли к Маргарите Васильевой не 1, 2 или 3 февраля, когда она была дома, а именно 4-го, когда она летела в США? И то, что 5 февраля у неё взяли пробу, уже никого не интересовало. Полтора года дисквала.
Ганус жалуется, что Общее собрание учредителей не утвердило результаты работы РУСАДА в 2018 году, «в то время как наш наблюдательный совет признал нашу деятельность успешной. РУСАДА получило в прошлом году соответствие и успешно прошло аудит ВАДА. Но всего этого оказалось недостаточно для ОКР, настаивающего на проведении ежегодного аудита той организацией, которую выберет он сам. ОКР тем самым пытается оказать влияние на независимое ведение РУСАДА своей профессиональной деятельности».
И вновь ложь, или, мягко говоря, «искажение фактов».
Ответ ОКР: В соответствии с законодательством РФ и уставом РУСАДА ежегодное назначение аудиторской организации для проверки финансово-хозяйственной деятельности является исключительной компетенцией общего собрания членов РУСАДА. В нарушение Закона и Устава аудиторская организация не была утверждена в установленном порядке. Вместо этого аппарат РУСАДА попытался включить в повестку дня общего собрания вопрос об утверждении аудиторской организации на 2018 год «задним числом», вместе с вопросом об утверждении бухгалтерской отчетности РАА «РУСАДА» за 2018 год и аудиторского заключения, подготовленного неуполномоченным общим собранием аудитором.
Но это всё мелочи. РУСАДА больше года расследовал «возможные массовые нарушения антидопинговых правил в Чувашии». Были открыты 33 дела, затем число их увеличилось до 68. Конечно, скандал.
По инициативе властей республики в Чувашии была создана независимая группа экспертов во главе со спортивным юристом Артемом Пацевым, которые ведут расследование по фактам возможных нарушений антидопинга, предъявленным РУСАДА. В состав экспертов вошли люди, никакого отношения к Чувашии не имеющие и никогда там не бывавшие.
Нарушения связаны не с приёмом запрещенных препаратов, а с использованием запрещенного метода. Правилами ВАДА разрешено внутривенное введение любого разрешенного препарата в объеме не более 50 мл в течение 6 часов. Фактически врач вводил больше – более 100 мл в течение 12 часов. Он не знал изменившихся требований.
Нарушения были выявлены в июне 2017 г. РУСАДА передало материалы в прокуратуру Чувашии, но дело было прекращено «в связи с отсутствием состава преступления». В общем, дело с этими нарушениями какое-то мутное. В числе 68 чел., по которым открыто расследование, есть как действующие спортсмены, так и те, кто давно закончил спортивную карьеру, тренируют или давно не в спорте. Кто-то уехал в другие регионы, кого-то даже найти не могут.
Доклад независимой группы экспертов должен быть готов не позднее 8 октября. Помимо РУСАДА, эксперты планируют направить доклад в ВАДА.
Ганус появлением этой экспертной комиссии был и остается чрезвычайно обеспокоен, опасаясь, что она «развалит дела». Если нарушения реальные, кто и что может развалить?
Ну хорошо, с Чувашией разберутся. Результаты «всеобъемлющего расследования» подозрений на закупку оборудования по весьма завышенным ценам передали в МВД и прокуратуру. Главное управление МВД по городу Москве по результатам проведенного расследования уголовное дело прекратило в связи с отсутствием события преступления.
«Находящееся в фокусе внимания международных антидопинговых организаций» (по словам Гануса) дело рассыпалось. Хотя мне непонятно, почему хозяйственное дело находится в фокусе внимания «международных антидопинговых организаций».
В мае 2019 г., накануне заседания Совета ИААФ по восстановлению ВФЛА, Ганус опубликовал открытое письмо ОКР, в котором фактически предложил передать ВФЛА под внешнее управление.
Он заявил, что необходимо создать международную рабочую группу по восстановлению ВФЛА в IAAF. В состав этой группы должны войти «заслуженные представители легкой атлетики России, не запятнавшие себя допингом, IAAF и ЕАА, члены независимой комиссии спортсменов ВФЛА», а также представители Минспорта РФ, ОКР и РУСАДА. А состав рабочей группы согласовать с IAAF «для немедленного сокращения дистанции доверия».
Нынешнее руководство ВФЛА во главе с Дмитрием Шляхтиным должно быть в полном составе отстранено от управления организацией. Также в полном составе должны быть отстранены все тренеры сборной России с последующей заменой на кандидатуры, согласованные с рабочей группой IAAF, которой руководит норвежец Руне Андерсен. Руководить международной рабочей группой по восстановлению ВФЛА должен внешний управляющий, которого выберет сама группа. Он же должен представить на утверждение рабочей группы кандидатуру исполняющего обязанности главного тренера сборной России по легкой атлетике.
Накануне заседания Совета ИААФ по восстановлению ВФЛА 23 сентября Юрий Ганус дает интервью французской L’Equipe (20 сентября), в котором буквально бьёт в набат:
«Я призываю всех руководителей ВФЛА уйти в отставку. РУСАДА сотрудничает с Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (ИААФ), мы проводим совместное расследование. Масштаб отклонений просто сумасшедший. Это системная проблема, потому что есть доказательства вмешательства со стороны вышестоящего органа.
Есть те, кто выступают против моей работы. Например, министр спорта РФ Павел Колобков защищал и продолжает поддерживать главу ВФЛА Дмитрия Шляхтина. Но пока мы не будем честны с собой, международное сообщество не сможет снять санкции с России. Мы покончим с катастрофой, как только признаем, что наказание неизбежно и никто не избежит ответственности»
Не дают Ганусу покоя лавры Хайо Зеппельта?
Недолго думая, L’Equipe в подтверждение «сумасшедшего масштаба отклонений» привела в пример «Чувашское дело», сочинив, будто Ганус заявил, что спортсменам Чувашии проводили переливание крови.
Президент ОКР Станислав Поздняков в шоке: «Я начал рабочий день с изучения этого интервью. И был изумлён... Мы ведь только в этом году провели более десятка совместных мероприятий с РУСАДА и другими антидопинговыми организациями. И это лишь надводная часть айсберга, не отражающая всю проделанную работу. Я с удивлением воспринял слова Гануса и его непонимание ситуации. Вижу информацию в его интервью как трудности перевода».
В ответ на статью в L’Equipe 9 чувашских спортсменов подали на Гануса в суд иск о защите чести и достоинства. Ганус в ответ заявил, что L’Equipe напечатала отсебятину, и он уже попросил дать опровержение. А заодно готовит письмо в ВАДА, в котором отразит «в деталях системное давление на руководителя РУСАДА и таким образом на РУСАДА в преддверии рассмотрения дел спортсменов в ДАК (Дисциплинарный антидопинговый комитет)».
И пригрозил всем:
«О данной ситуации, о ходе ее расследования мы будем информировать AIU (Athletics Integrity Unit ), WADA и всех заинтересованных лиц. Тот, кто хотел стать известным, получит славу сполна.
Все, кто хотел на себя обратить внимание, этого добились, либо его получат, я буду очень внимательно и детально анализировать все по данной ситуации, по каждому делу и лицам в него вовлеченным, в том числе по тренерскому составу, особенно по главному тренеру по легкой атлетике ЦСП сборных команд Чувашии Николаю Анатольевичу Панфилову».
Вот так.
Заметьте, я ничего не пишу о той действительно огромной работе, которую уже проделало РУСАДА, и о том, сколь много еще предстоит сделать. О ней Ганус сам рассказывает. Но есть некоторые нюансы, которые мешают мне на ура воспринимать парадную сторону деятельности Агентства и его руководителей.
Теперь сижу я и думаю: кто же Вы, господин Ганус, пламенный борец с допингом, или очередной провокатор? А может, очередной российский чиновник, недостойный упавшей в его руки власти?
***
Прошу моих читателей не забывать подписываться на канал и делиться публикациями в соцсетях. Разумеется, если публикации им нравятся и интересны. Вы помогаете каналу развиваться