Открывая хостел в убитой трёхкомнатной квартире для студентов и разнорабочих, я уже думал о гостиничной империи.
Делая сайт объявлений, уже представлял, как поглощаю авито в свой конгломерат
Вот и с ремонтом телефонов, казалось, что глобальная экспансия этого мира неизбежна.
Но эти 5 причин убивали мой бизнес на старте.
1. Кажется, что бизнес легко оптимизировать.
Когда только мы начинали паять телефончики, я взял на себя функцию управленца, а друг Андрюха разбирал, собирал технику
Вскоре выяснилось, что в 2 рыла паять и собирать лучше, тратя 20% времени на прием гаджетов и 80% на ремонт.
То есть вместо того, что бы управлять тосканием камней, лучше тоскать камни со всеми. Такое начало поможет понять система наботает.
2. Масштаб, убивает качество.
Хоть в строительстве, хоть в проституции. Пока ты работаешь с клиентом, твой КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ и прибыль условно 25-30%
Как только, ты оптимизируешь бизнес через сотрудников, происходит понижение КПД.
Хорошо, если твой коллега Вася заинтересован в клиенте и не уходит в минусовое поле, такой бизнес можно с слезами на глазах увеличивать, а если минус?
Я взял в команду по ремонту телефонов еще одного знакомого. Первый месяц я ему платил минималку за выход. Просто за выход. КПД был низким, некоторые клиенты отказывались работать с новичком, это были потери и это нормально.
Более того, при увеличении масштаба, потери будут утраиваться. Открывая новую точку, открыли новые потери.
Поэтому мне следовало убедиться в рабочем механизме и не расти раньше времени.
3. Желание построить небоскрёб на фундаменте 30 см, такое себе занятие.
Открыв ремонт телефонов доставку и создав сайт, дабы стать вторым юбером в ремонте я понял, что в городе 50к населения это нафиг некому не сдалось. (Менее 1% заказов на доставку)
А вот вечное сделатьдешевле/быстрее работает как никогда.
4. Желание срочно вырасти из подвального ремонта на рынке в полноценный сервис в спальном районе в маленьком городе, столкнулось с реальностью, что нафиг это клиенту не нужно.
Всем нужен быстрый и дешевый ремонт. Качеством 95% клиентов в маленьком городе могли легко пожертвовать, даже если предлагаешь увеличить ожидание и цену лишь на 10-15%
Не стал ссать против ветра, дал цены и время, вернув место на рынке и бизнес расцвел раз в 5.
5. Инвестиции.
- Можно без денег
- Нужны огромные деньги
Это две вечные и нерешаемые проблемы
Что бы начать, нам не нужны были тысячи долларов. Мы на 6-10 тысяч рублей арендовали подвал, купили отвертки и принесли 2 стола, 2 стула из дома. Изначально брали лишь самые легкие заказы по замене экранов и динамиков. Прикрутить открутить.
Но и без денег мы не могли быстро расти. На прибыль покупали все больше допродажных товаров, паяльники, станции, мебель.
Без денег нельзя, и с горой бабла плохо. Накупили бы ненужного барахла, которое валялось бы мертвым грузом, как например чехлы для китайских телефонов.
В общем расти надо потихоньку. Сначала палатка / подвал. Потом вторая. Потом контейнер. Затем здание, потом и о небоскрёбе можно подумать.
И стоит ли делать небоскрёб в захалустье, может выгоднее макаронами торговать? При той экономике и том уровне жизни?
А гигантизм, типа давайте придумаем как уйти в производство электро каров, всегда чревато смертью идиотской идеи и наказанием в виде выкинутых денег.
Согласен? Ставь лайк, и подписывайся, рад буду обсудить в коментариях, что думаешь по этому поводу.