Зарабатывать впервые подобным способом я начал ещё примерно в 2008 году, тогда мы с друзьями жили на квартире, деньги у нас закончились, а продолжать летние гулянки хотелось очень сильно. И мы с другом пошли в переход. Он пел, а я играл на аккордеоне. Буквально за 15 минут мы набрали рублей 300, чего нам с лихвой хватило на вечер.
Спустя время я решил попробовать зайти в электричку. Живу я прямо около ЖД станции, и мне стало интересно сыграть там. Я очень волновался, но все прошло замечательно. Тем не менее тогда это были просто подработки. Использовать это как основной источник дохода я начал в феврале 2016 года, когда уволился со своей последней работы.
Добавлю, что в 2016 году, когда я увольнялся со своей основной работы, я планировал то, чем я буду заниматься дальше. Решил, что буду играть на аккордеоне и подрабатывать курьером, параллельно подыскивая интересную мне работу. Однако меня затянула эта работа, мне стало очень интересно, я получал огромный заряд позитивных эмоций, я чувствовал, что нужен людям, и что им нравятся мои выступления. Все это очень помогало против депрессий, которые иногда меня настигали. Даже если было ужасное настроение, достаточно было сходить и поиграть пару часов, после чего на лице появлялась улыбка.
Я закончил музыкальную школу, сейчас иногда занимаюсь с преподавателем, так как понимаю, что нужно повышать свой уровень владения инструментом. Откровенно говоря, я неплохо играю, но мой главный конек — это умение нравиться людям. Есть масса музыкантов гораздо круче меня, при этом они могут зарабатывать меньше, чем я.
Возникают ли конфликты с пассажирами? Я работаю примерно пять дней в неделю. Соответственно, за месяц, думаю, 1-2 человека что-то могут высказать, но у меня очень приятный слуху репертуар, нейтральный, я бы сказал, поэтому ругани не очень много.
Вдобавок за меня в 90 процентах случаев вступаются другие пассажиры и просят ещё поиграть. Бывали даже случаи, когда начиналась борьба стенку на стенку. Но я благодарил вступившихся и уходил, так как не хотел, чтобы из за меня люди ссорились — проще уйти в другой вагон, если начинается такая история.
Заработок сильно зависит от места работы, от времени года и вообще разных нюансов, тем не менее я отношусь к своей работе очень серьезно, поэтому я могу с точностью до 90 процентов заранее сказать, сколько я заработаю — это помогает мне строить финансовые планы. Если говорить о цифрах, то за 2018 мой средний дневной доход составил 6480 рублей.
Думаю, примерно раз 10-15 в год мне кидают по 1000 рублей, по 5000 р ещё ни разу не кидали, но я знаю других музыкантов, которым выпадала такая удача. Впрочем, это всего лишь удача и в моих финансовых планах я это никак не учитываю. Если говорить о максимальном дневном заработке, то он составил 16224 рубля. Однако в этом году я хочу пробить отметку в 20000 рублей.
В мой репертуар в основном входят разные советские и французские вальсы вроде «Мой Ласковый и нежный зверь» или вальс из фильма «Амели», «Под небом Парижа». Вальсы — это моя любимая тема, они так плавно покачивают, под них хочется улыбаться и танцевать. Также есть разные военные песни, Джо Дассен, «Шербурские Зонтики», детские песни вроде «Прекрасное далеко», «Голубой вагон» и другие.
Я играю только то, что мне нравится — это принципиальное условие. Например, меня часто просят сыграть «Мурку», но она не очень вписывается в мой репертуар, все-таки я играю более культурную музыку. Исключать никогда ничего не приходилось, так как я знаю что хочет слышать публика. Единственное, я выучил пару песен группы Rammstein, но это было крайне заунывно, поэтому я играю их очень редко, если вижу людей, которым это будет интересно.
Рабочий день проходит довольно стандартно, хотя, пожалуй, я немного неправ. Я не очень хочу, чтобы все было рутиной, поэтому частенько пытаюсь его как-то разнообразить. Как правило, я начинаю работать с 14 часов дня и заканчиваю ближе к 19-20. Время может смещаться в зависимости от дня недели или наличия у меня дел. Вдобавок, например, в субботу надо работать с утра, часов с 8-9, поэтому я порой заставляю себя встать пораньше.
В летний период времени я больше всего работаю в пятницу субботу и воскресенье, потому что там у меня основная прибыль. Я могу работать в эти дни по 8-9 часов. Обычно перекусываю где-то на станциях всяким фастфудом. Это не очень здорово, так как я полнею из-за этого, а внешность для моей работы тоже важна. Поэтому иногда я прошу жену приготовить мне еды в дорогу. Впрочем, если говорить о стандартном дне, то я ем перед работой очень основательно, а дальше сразу после работы, так как очень не люблю отвлекаться на еду и болтовню, я люблю именно работать — это важно.
Иногда летом я позволяю себе вольности. Могу рано уехать работать, а днем выйти на какой-нибудь станции, где есть водоем, и пойти искупаться на пару часов, а потом снова продолжить работать. Общаюсь с людьми из деревень и все в этом духе. Это помогает мне отвлечься от рутины, если она все же наступила. Иногда даже могу выпить 1-2 бутылочки пива и пойти играть. Но это исключение. В год я такое себе позволяю 3-4 раза. А так, считаю, что от уважающего себя музыканта не должно разить алкоголем на работе.
Эта деятельность условно законна. В законе не запрещено играть в электричках, а то, что пишет у себя ЦППК по поводу нарушения правил (например, нельзя находиться в поезде с рюкзаком на спине или нельзя играть на муз. инструментах), не несут в себе никакой юридической силы. Поэтому обычно проблем не возникает, в том числе с полицией. Иногда они могут попросить не играть по какой-то причине, но обычно все вежливо, вдобавок я не хочу ни с кем ругаться, прекрасно понимая, что если захотят, полиция меня легко за что-нибудь схватит.
Я сам по себе улыбчивый и открытый человек. Могу лишь посоветовать действовать так же. Возможно, какие-то скромные улыбки, нелепые движения, в меру, конечно, — народ находит это милым, особенно женский пол. В целом так же я веду себя и в жизни. Я всегда всех благодарю, стараюсь выражаться разными эпитетами. Задача — быть культурным человеком.
Ещё советую играть то, что вам нравится, это очень важно — душа должна петь. Бывает, что я играю на автомате и чувствую, что отдача не очень, а в следующей вагоне я выкладываюсь на все 100 и получаю порцию оваций. Заходя в вагон, я часто могу сразу понять, хороший будет тут слушатель и доход или нет.
По поводу пассажиров я особенно не думаю. Мне без разницы, какие они. Я просто могу сказать, что я знаю свой сегмент и знаю, кто мне дает деньги. В основном это люди в возрасте от 35 и выше. Молодежь очень мало оценивает. Хотя в Питере гораздо больше. Я чувствую, что это действительно культурная столица, и это очень круто. Я люблю работать в Питере, тем более это мой любимый город. И видно, что молодежь ценит и уважает историю своего города.
Понравился материал? Читайте наши интервью с фаерщиком и исполнителем шансона.