Найти в Дзене

Полноприводный минивэн из Тольятти: история ВАЗ-2120 "Надежда"

Класс минивэнов начал набирать популярность в европейских странах с начала 80-ых годов. Эти вместительные и компактные автомобили идеально подходили для нужд семейных людей и мелких грузоперевозок. На ВАЗе тоже стали задумываться о добавлении более вместительных автомобилей в гамму продукции завода, в результате чего был начат проект удлинённой пятидверной "Нивы" (ВАЗ-2131). В ходе работ над ней дизайнерами также был предложен макет минивэна на агрегатах "Нивы". И ведь действительно, новая длинная "Нивовская" база хорошо подходила под такую компоновку и имела запас по прочности и грузоподъемности, позволяющий создать на её базе семиместное авто. Вследствие этих факторов проект был одобрен, и в 1989 году были начаты работы, в ходе которых минивэн имел индекс ВАЗ-2114. За 1989-1991 год были сделаны три полномасштабных макета будущего минивэна. Первый вариант отличался футуристичными формами и нестандартными решениями, такими как двухуровневое остекление со стёклами сложной формы, поэтом

Класс минивэнов начал набирать популярность в европейских странах с начала 80-ых годов. Эти вместительные и компактные автомобили идеально подходили для нужд семейных людей и мелких грузоперевозок.

На ВАЗе тоже стали задумываться о добавлении более вместительных автомобилей в гамму продукции завода, в результате чего был начат проект удлинённой пятидверной "Нивы" (ВАЗ-2131). В ходе работ над ней дизайнерами также был предложен макет минивэна на агрегатах "Нивы". И ведь действительно, новая длинная "Нивовская" база хорошо подходила под такую компоновку и имела запас по прочности и грузоподъемности, позволяющий создать на её базе семиместное авто. Вследствие этих факторов проект был одобрен, и в 1989 году были начаты работы, в ходе которых минивэн имел индекс ВАЗ-2114.

Первый вариант будущего минивэна. Фото из книги "Высокой мысли пламень"
Первый вариант будущего минивэна. Фото из книги "Высокой мысли пламень"

За 1989-1991 год были сделаны три полномасштабных макета будущего минивэна. Первый вариант отличался футуристичными формами и нестандартными решениями, такими как двухуровневое остекление со стёклами сложной формы, поэтому принят он не был.

Все три макета ВАЗ-2114, справа - самый ранний. Фото из книги "Высокой мысли пламень"
Все три макета ВАЗ-2114, справа - самый ранний. Фото из книги "Высокой мысли пламень"

Следующие варианты были более приземлёнными, но и они не совсем устраивали руководство. Отдельная эпопея началась с фарами. Изначально планировалось использовать оригинальные фары, но из-за дороговизны решено было использовать серийные. Вариант с "десяточными" фарами был отклонён, так как думали, что выпуск минивэна будет налажен раньше "десятки". Вариант с фарами от 2106 также не годился, так как они не имели гидрокорректора, из-за чего возникали проблемы с сертификацией авто. В итоге был принят сомнительный по внешнему виду вариант с фарами от ВАЗ-2101, которые под конец выпуска всё же заменили на фары от 2110. Задние фонари также пришлось взять от серийной "Оки".

Вариант оформление передка с фарами от ВАЗ-2106. Фото из книги "Высокой мысли пламень"
Вариант оформление передка с фарами от ВАЗ-2106. Фото из книги "Высокой мысли пламень"

Что касается кузова, то он получился на 500 мм длиннее, чем у ВАЗ-2121. По сравнению с "Нивой" были усилены лонжероны, стойки и задние арки. Также в отличие от ранних прототипов, боковую сдвижную дверь оставили одну, с правой стороны.

Предсерийный ВАЗ-2120 (индекс 2114 к тому времени был уже занят "Самарой-2") на 4-м Российском международном автосалоне.
Предсерийный ВАЗ-2120 (индекс 2114 к тому времени был уже занят "Самарой-2") на 4-м Российском международном автосалоне.

Салон имел 7 посадочных мест: два кресла спереди, трёхместный диван по центру и еще два сидения в задней части. Задние сидения и диван были складными и в сложенном состоянии образовывали ровную площадку, удобную для перевозки груза. Без сложенных сидений объем багажника составлял 300 литров.

Салон ВАЗ-2120. Источник: https://i-a.d-cd.net/b0AAAgM2UOA-1920.jpg
Салон ВАЗ-2120. Источник: https://i-a.d-cd.net/b0AAAgM2UOA-1920.jpg

Двигатель, трансмиссия и подвеска были полностью унифицированы с "Нивой". Но тут возникли проблемы с компоновкой подкапотки: большой "Нивовский" двигатель с трудом уместился под небольшой капот минивэна, из-за чего его обслуживание стало затруднительным: чего стоит только налить масло в двигатель, когда заливная горловина частично закрыта нижней рамкой лобового стекла. Исправлять это путём переноса горловины почему-то не стали.

Подкапотное пространство ВАЗ-2120. Источник: https://www.zr.ru/_ah/img/BAo9bY4HaH8nKgCOZKfizQ=s800
Подкапотное пространство ВАЗ-2120. Источник: https://www.zr.ru/_ah/img/BAo9bY4HaH8nKgCOZKfizQ=s800

Вместе с трансмиссией минивэну достались все внедорожные качества "Нивы": полный привод, понижающая передача и раздатка присутствовали и на нём. Клиренс стал чуть меньше, но это не мешает автомобилю отлично чувствовать себя на бездорожье.

Впервые минивэн был показан на Московском автосалоне в 1997 году, а в производство запущен в 1998. В продажу он правда пошёл под уже индексом ВАЗ-2120, так как старый заняла "Самара-2". Также минивэну было дано имя собственное "Надежда".

ВАЗ-2120 "Надежда" на полигоне АвтоВАЗа
ВАЗ-2120 "Надежда" на полигоне АвтоВАЗа

В 2003 году внешний вид "Надежды" был обновлён: появились вышеупомянутые фары от ВАЗ-2110, изменилась форма капота, крыльев и бамперов, также изменились и задние фонари.

Рестайлинг-версия ВАЗ-2120 "Надежда". Источник: https://driveboom.ru/gallery/vaz/photo/vaz-2120-1999-33426sm.jpeg
Рестайлинг-версия ВАЗ-2120 "Надежда". Источник: https://driveboom.ru/gallery/vaz/photo/vaz-2120-1999-33426sm.jpeg

Помимо пассажирского минивэна, планировалось выпускать "Надежду" с кузовом типа фургон. Также планировались версии с высокой крышей для такси и медпомощи, но все они так и не увидели свет.

Ещё существовала люкс-версия минивэна, названная "Лада Менеджер". Она была ориентирована на деловых людей: в салоне появились выдвижные столы для работы с документами, дополнительно устанавливалась спутниковая связь, телевизор, встроенный сейф, индивидуальное освещение и ещё много других "люксовых" мелочей. Салон этого минивэна был отделан кожей, а в крыше имелся люк. Но и такие версии "Надежды" не пошли в серию.

ВАЗ-2120 "Менеджер", сверху справа - его концепт рисунок.  Фото из книги "Высокой мысли пламень"
ВАЗ-2120 "Менеджер", сверху справа - его концепт рисунок. Фото из книги "Высокой мысли пламень"

Да и обычная "Надежда" пробыла в производстве недолго - до 2005 года, всего было выпущено 8320 автомобилей.

Причин прекращение производства было несколько. И вопреки бытующему мнению, это произошло совсем не из-за низкого спроса - он то как раз был, так как ниша минивэнов в России в то время была относительно свободна. Так в чём же было дело?

Снегоболотоход на базе "Надежды". Фото из книги "Высокой мысли пламень"
Снегоболотоход на базе "Надежды". Фото из книги "Высокой мысли пламень"

Во-первых была проблема с производством. "Надежду" производили в цехах опытно-промышленного производства (ОПП), а не на основном конвейере. Из-за этого страдало качество продукции, так-как собирали машины практически вручную. Также от этого страдала и рентабельность производства.

Ещё хуже стали дела с рентабельностью, когда в начале нулевых АвтоВАЗ повысил цены на отпуск продукции в ОПП до уровня коммерческих, при том что до этого детали отпускались фактически по себестоимости. И в итоге автомобиль стал для завода попросту невыгоден.

Во-вторых, были проблемы с запуском в производство: проводилось оно в спешке, некоторые узлы были не доработаны и не до конца испытаны, отчего первые годы страдало качество и, соответственно, продажи. В итоге автомобиль доработали до приемлемого состояния только под конец производства.

Если бы с таким автомобилем мы вышли в самом начале (а для этого нужно было подождать всего год-полтора), всё было бы по-другому.
Взять хотя бы эти неудачные круглые фары – плод царившей тогда спешки. Можно было бы перейти на десятые фары ещё в самом начале, но нужно было переделать штамп панели передка (это заняло бы от силы три месяца).
Но директор производства сказал: никаких переделок, некогда. И машина была запущена в таком ущербном виде.
Г. К. Мирзоев, главный конструктор ВАЗ

Так и закончилась история одного из немногих представителей отечественных минивэнов. А что вы думаете об этой машине? Буду признателен за ваши комментарии и лайки, а также за подписку на канал, на котором регулярно выходят статьи об интересных фактах отечественного автопрома. Спасибо за просмотр!

Минивэн
1943 интересуются