Найти тему

Рейд подполковника Дулиттла

Парой статей ниже, в обсуждениях, затрагивались вопросы перевозки сухопутных самолётов на авианосцах. Думаю, что история рейда подполковника Дулиттла будет как раз в тему.

Будущий герой США Гарольд Джеймс Дулиттл родился 14 декабря 1896 г. В молодости он окончил колледж в Лос-Анджелесе, шахтерскую школу при Калифорнийском университете.

В 1917 году Дулиттл связал свою жизнь с небом, поступив в резервный авиакорпус для подготовки пилотов. После войны он не бросил свое занятие, участвуя в авиашоу и континентальных перелетах, устанавливал рекорды скорости, совмещая свою страсть к полётам с обучением в Массачусетском технологическом университете.

Дулиттл вернулся в ВВС в 1940 г. в звании подполковника. В ответ на нападение японцев на Пёрл-Харбор, он сразу, не размениваясь на мелочи, предложил предпринять бомбардировочный рейд на Токио, используя армейские бомбардировщики В-25 «Митчелл» поставленные на авианосцы.

Несмотря на то, что операция не имела никакого военного значения, в случае успеха она могла принести большие политические дивиденды действующей администрации президента Рузвельта. За это немедленно ухватились политиканы и дали отмашку на начало подготовки рейда.

Гарольд Джеймс Дулиттл (1896 - 1993) . Практически наш современник.
Гарольд Джеймс Дулиттл (1896 - 1993) . Практически наш современник.

Но идея Дулиттла выглядела привлекательной только в глазах профанов и дилетантов, привычно игнорирующих законы физики и технические трудности. Армейскому руководству, идея потери самолетов и нескольких десятков летчиков совершенно не нравилась.

Но, прежде всего предложение натолкнулось на непробиваемую организационную стену. Морская и армейская авиация относились к разным родам вооруженных сил и идея поставить наземные «бомберы» на авианосец выглядела не более реальной, нежели реформировать Конгресс США, включив в него делегацию северокорейских депутатов. Однако, оборотистому и харизматичному Дулиттлу удалось договориться со всеми конкурирующими структурами.

Однако дьявол как всегда крылся в деталях и, при подготовке операции, выплыло множество неразрешимых технических проблем.

Когда выяснилось, что морская и армейская авиация пользуются разными радиочастотами, подполковник Дулиттл заявил, что вообще не собирается пользоваться радио. Это настолько не лезло ни в какие ворота, что специалисты просто промолчали. Дулиттл принял молчание за знак согласия.

Бомбардировщики В-25 были слишком велики для авианосцев, не помещались в ангар и не могли использовать подъемник.

«Что ж, поедут на полетной палубе», - равнодушно делился Дулиттл еще одной дикой идеей.

«Митчеллы» не могли взлетать с авианосца. Дулиттл договорился с командиром авианосца «Хорнет» и продемонстрировал, что взлететь все-таки можно. Хотя и очень трудно. Но в отчет последняя фраза почему то не попала. После этого, он собрал отряд добровольцев и начал учить армейских пилотов взлетать с палубы «Хорнета».

Подполковник Гарольд Дулиттл с экипажами бомбардировщиков армейской авиации
Подполковник Гарольд Дулиттл с экипажами бомбардировщиков армейской авиации

На обратном пути В-25 не могли сесть на авианосец, оказалось, что пробег бомбардировщика превышал длину полетной палубы почти втрое.

«Что ж, будем прорываться в Китай и садиться там,» - отметал последние сомнения подполковник.

Его совершенно не интересовало, как согласовать этот план с китайским сопротивлением и обеспечить наведение самолетов на сомнительные китайские аэродромы.

«Еще не было случая,- смеялся он, - чтобы взлетевший самолет не оказывался на земле, а «подробности» оставьте на усмотрение пилотов.»

Постепенно он заразил своим оптимизмом и непосредственностью даже самых непробиваемых военных скептиков и всеобщее безумие охватило всех причастных к операции. В конечном итоге был сделан вывод, что в рамках сделанных допущений, основанных на анализе, можно согласиться с возможностью проведения рейда, что на человеческом языке означало - результаты очень удручающие.

Тем не менее, бомбардировщики были погружены на палубу «Хорнета» и авианосная группа вышла в море.

Самолеты стояли настолько плотно, что хвост последнего свисал с полетной палубы.

Бомбардировщики В-25 "Митчелл" на палубе авианосца "Хорнет".
Бомбардировщики В-25 "Митчелл" на палубе авианосца "Хорнет".

12 апреля 1942 г. конвой был случайно обнаружен японским кораблем. Опасаясь попасть под удар японской базовой авиации американское командование приняло решение поднять самолеты за 300 километров до назначенного рубежа. Единственным подарком судьбы оказался сильный западный ветер, позволивший Дулиттлу блестяще завершить предприятие.

18 апреля 1942 г. все шестнадцать самолетов благополучно поднялись в воздух. Армейские пилоты, миновав срез полетной палубы авианосца, сразу теряли высоту и с трудом выравнивали машины над самыми гребнями волн.

Спустя несколько часов, самолеты вышли на Токио, выявив полную недееспособность противовоздушной обороны метрополии. Одним из первых американские самолеты лично увидел премьер-министр Японии Хидеки Тодзио, который сам находился в воздухе, направляясь с инспекцией в одну из воинских частей.

Отбомбившись по назначенным целям, «Митчеллы» без потерь ушли со снижением в восточном направлении. Зенитный огонь был открыт с большим опозданием. Японцы так и не смогли определить, откуда появились вражеские бомбардировщики и куда они скрылись, покинув Японские острова. Еще большую загадку подкинул президент Рузвельт, объявивший по радио, что налет был совершен с мифической секретной базы «Шангри-Ла».

Ни один самолет не дотянул до аэродромов в Китае. Несколько человек были казнены японцами, один экипаж интернировало советское правительство, кто-то погиб при посадке, восемь человек угодили в плен. Из 80 лётчиков из рейда не вернулись 13 человек. Большинство же пилотов все-таки оказались на территории контролировавшейся китайским сопротивлением и в конце концов добрались до США. Среди них был и подполковник Гарольд Дулиттл, вскоре ставший бригадным генералом, и почти сразу генерал-майором.

Войну выпускник Массачусетского технологического института закончил генерал –лейтенантом и командующим 8-й воздушной армией, действующей на средиземноморье. На Дальнем Востоке он никогда больше не был.

В продолжение темы Мировых войн, хочу предложить Вам ещё статьи о флоте:

РАЗГРОМ "СОЕДИНЕНИЯ Z"

ГИБЕЛЬ АВИАНОСЦА "ГЛОРИЕС"

АВИАНОСЦЫ И ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ УВОЛЕН! ОПЫТЫ ПОДПОЛКОВНИКА МИТЧЕЛЛА

ДВОРЕЦ ДЖИННА. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "ЭДЖИНКОРТ"

ХОЛОДНЫЕ ВОДЫ. САМЫЙ КОРОТКИЙ БОЙ В ИСТОРИИ

ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА ИМПЕРИИ. ПОДВОДНЫЕ АВИАНОСЦЫ I-400

ПОДВОДНЫЕ МОНСТРЫ АДМИРАЛА ФИШЕРА.

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ

АВИАНЕСУЩИЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР "СЮРКУФ" (ЧАСТЬ 1).

АВИАНЕСУЩИЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР "СЮРКУФ" (ЧАСТЬ 2)

МНОГОБАШЕННЫЙ ПОДВОДНЫЙ РЕЙДЕР ПРОЕКТА Х1

НОЧЬ "ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ". СРАЖЕНИЕ ПРИ ТАССАФАРОНГЕ.

Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.