Найти тему
PromoAudio

Реставрация звука ретро-пластинок

Прежде чем приступать к реставрации звука виниловых пластинок, от звукорежиссёра требуется выполнить несколько обязательных действий. Это подготовка носителя к оцифровке, съём и преобразование звука, чистка и коррекция записи. Давайте рассмотрим их в порядке выполнения.

Одна из пластинок в студийной коллекции;
Одна из пластинок в студийной коллекции;

Для начала нужно определить состояние носителя. Иногда пластинка выглядит внешне неплохо, но дорожки «запилены» настолько, что артефакты перекрывают рабочие частоты инструментов на записи, а форма дорожек деформировалась под воздействием частого проигрывания или внешних факторов.

Пластинки присылают в разном состоянии. Для качественной реставрации важно отсутствие сколов, затрагивающих дорожки. Небольшие сколы по краям позволяют получить исходный звук не полностью. Это допустимо для оцифровки оставшейся части, но не даст нам восстановить запись целиком.

Оценка состояния пластинки

Склейки пластинок крайне нежелательны, расколотые, но склеенные носители поддаются реставрации не всегда. Кроме того, сильно мешает пыль и микрочастицы, забившиеся в дорожки.

Когда я беру склеенную пластинку, первый проход делается тестовой иглой с минимальным весом тонарма (не более 3 граммов). Если пластинка не поддаётся реставрации, она возвращается владельцу без оцифровки. Но будем считать, что пластинка не содержит повреждений, требующих механического восстановления.

Очистку от пыли, жира и загрязнений лучше производить перед отправкой. Вы можете обработать изделие специальным составом для очистки винила или заказать ультразвуковую чистку.

Перед началом оцифровки носитель протирается от пыли и частиц упаковки, после этого делается пробный проход валиком, чтобы получить «рисунок» деформации пластинки. Впоследствии это позволит выровнять темп и тон записи.

Звук снимается с носителя в несколько проходов. Перед каждым проходом игла и пластинка протираются. Это связано с тем, что невозможно удалить все загрязнения и в некоторых отрезках звука будут встречаться артефакты.

Смещение мирочастиц иглой тонарма при проигрывании позволяет при последующих проходах получить оригинальный звук с пластинки для последующего редактирования.

Съём звука и квантизация

Тонарм оснащён керамической иглой с сапфировым напылением. Выбор иглы зависит от материала пластинки, скорости проигрывания, степени изношенности и состояния носителя.

Избыточный вес на игле нежелателен, так как сильно изнашивает дорожки и в нашем случае лучше работать с меньшим нажимом, но в несколько проходов и с разными иглами. Возникающие шумы потом устраняются при редактировании, а не захваченные иглой частоты проявляются на параллельных треках.

Аналоговый сигнал передаётся без обработки в звуковую карту и оцифровывается с разрядностью 24 bit/192 kHz. Квантизация в 24 бита это предел человеческого слуха. 32 бита и более используется при решении специфических задач в лабораторных и студийных условиях.

Погоняем восстановленную партию через воздух;
Погоняем восстановленную партию через воздух;

Частота дискретизации 192 kHz почти вдвое превышает порог различимости и используется в воспроизводящей аппаратуре HiEnd сегмента, чтобы компенсировать акустические эффекты помещения. Таким образом, при оцифровке качество полученных треков в разы превосходит возможности записанного на пластинку материала.

Считается, что на виниловом носителе квантизация сравнима с 11 битным сигналом в силу физических характеристик материала пластинки и технологии записи.

Таким образом, при оцифровке я делаю точную копию содержимого пластинки, включая малейшие искажения и нюансы.

Ощущения возникающие при прослушивании виниловой или шеллачной пластинки больше связаны с неслуховыми и психоакустическими эффектами. Это может быть собственная акустика помещения, «ритуал» постановки пластинки в проигрыватель, шорох иглы и так далее.

Шаблонизация и треки

При оцифровке делается «слепок» искажений валиком. Это помогает, во-первых, удалить поверхностный слой пыли, а во-вторых — получить сэмпл шума и при редактировании выявить деформацию пластинки. Количество «биений» на полный оборот позволяет без повреждения дорожек выявить на какой секунде проигрывания и насколько сильно будет искажаться звук.

При редактировании шум выравнивается и подготовленная обработка по скорости и высоте тона будет применяться для коррекции оцифрованной записи. Эти искажения в треке часто не слышны из-за помех, но могут стать заметны на ремастеринге.

Три прохода разным иглами с разным весом позволяют снять максимальное количество данных с носителя. Более лёгкая игла точнее снимает высокие частоты и незначительные колебания, но сигнал содержит больше шума. Более тяжёлая — увереннее передаёт средние и низкие частоты и имеет уверенный сигнал, хотя гармоник и деталей в записи прочитывается меньше.

Большее количество проходов не требуется. Это может испортить носитель и не даст явного преимущества при редактировании. Если при оцифровке была возможность сдвинуть микрочастицы и корректно прочитать бороздки, мы это уже сделали, но если звук не удалось прочитать, то восстановление делается другими методами.

Реконструкция звука

Теперь нам нужно реконструировать звук в том виде, в котором он вышел из под матрицы на заводе. Для этого отрезаются все гармоники за пределами объективного частотного диапазона пластинки.

  1. Для пластинок, выпущенных до 1920-х годов диапазон составляет 150Hz—4kHz.
  2. До конца 40-х годов частотный диапазон увеличился до 50Hz—4kHz.
  3. После 50-х годов шеллак сменился на винилат и верхняя граница поднялась до 16kHz, а динамический диапазон расширился до 50—55dB.

Из полученных с носителя треков удаляется шум не относящийся к записи. Выравнивается динамический диапазон и вырезаются щелчки и призвуки. Потом треки совмещаются и мы с вами получаем чистый устойчивый сигнал исходной записи.

Если между треками есть отличия и артефакты обнаружились со смещением, то они перекроют друг друга и при совмещении образуются естественные «заплатки». Их нужно будет усилить до исходного уровня и уменьшить выход "травмированного" сигнала.

После этого применяем к полученному треку обработку, полученную с валика и выравниваем скорость всей фонограммы.

Микширование может осуществляться как на аналоговом оборудовании, так и в DAW или через цифровой пульт. Всё зависит от цели реставрации;
Микширование может осуществляться как на аналоговом оборудовании, так и в DAW или через цифровой пульт. Всё зависит от цели реставрации;

Реставрация записей

Наконец, мы можем приступить к реставрации — процессу, который позволяет не просто скопировать звук с пластинки, а вернуть в фонограмму недостающие фрагменты. Для это я чаще всего использую несколько приёмов, в зависимости от степени повреждения звука.

Это может быть замещение утерянных фрагментов аналогичными по тональности и тембру сэмплами с этой же фонограммы, программное восстановление звука по спектру и другие способы, позволяющие сохранить оригинальное звучание.

В более сложных случаях, когда партия инструмента полностью утеряна, исходный тон инструмента восстанавливается при помощи воссоздания партии и повторном сведении микса.

Наиболее интересным в этом процессе является полное замещение рабочих частот реальных инструментов аналогичными программными решениями с сохранением динамики партии и и артефактов, сделанных музыкантом, например случайный скрип струны, ошибка нотой в партии или посторонние призвуки на записях.

Акустическая комната в Just Studio - идеально приспособлена для работы с акустическими инструментами и живым (оживляемым) сигналом;
Акустическая комната в Just Studio - идеально приспособлена для работы с акустическими инструментами и живым (оживляемым) сигналом;

Но воссоздание звука инструментов той эпохи уже выходит за рамки этого материала и более подробно я опишу его в следующий материалах. Подписывайтесь на канал, комментируйте - звук это весело!