Найти тему
La vie

Макиавелли придет, порядок наведет

Все повторяется – это уже историческая аксиома. Даже на нашем веку это видно невооруженным глазом. «Декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную пропаганду». Сегодня, правда, уже нет благородных декабристов-мечтателей. Есть прагматики-циники, которые преследуют конкретные цели – власть, деньги, больше денег, больше власти и наоборот. И кто-то, пусть это будет фигуральный госдеп, «разбудил» Навального, который развернул «революционную пропаганду». И все якобы во имя угнетенного народа, то есть нас с вами. Как-то не верится. Нам, кто повзрослее, кто прошел через социализм, перестройку, на себе прочувствовал оскал незрелого капитализма в девяностые, конечно, очевидно, что все это, чтобы подняться не гребне «народного гнева» во власть и пожить себе получше и побогаче прежних «угнетателей». А как же народ, а народ как всегда безмолвствует. А зря. Ведь Навальный тем временем без всякого стыда эксплуатирует незрелую молодежь, наших кстати детей и внуков, превращая ее в таран для того, чтобы пробить брешь в кремлевской стене и все же дорваться до власти. И ему как прагматичному цинику плевать, что пробивать кремлевскую стену нужно головами несовершеннолетних мальчиков и девочек. Но зато эффектно под знакомые по украинскому сценарию душераздирающие крики либеральной общественности – «детей бьют». И репортажи из дикой России, где народ наконец-то поднялся за западные ценности и радиостанцию «Свобода» и «Свободная Европа». Как это все уже банально после целой череды всяких цветных революций. Уже всем понятно, что будет потом. Революция, гражданская война, смерти, проблемы в экономике, развал страны. А нам это надо? Но раз все повторяется, власти могут прибегнуть к пусть и отвратительным по своей жестокости, но непревзойденным по своей эффективности историческим рецептам лечения этой революционной болезни. Если на весах с одной стороны Навальный и компания, которые, возможно, сами того не ведая, под благородным лозунгом борьбы с извечным, а поэтому непобедимым злом, коррупцией, ведут страну к развалу и братоубийству. А с другой - жесткие методы со стороны власти, направленные на сохранение стабильности и порядка. Я без всяких сомнений выбираю второе. Как-то не хочется стать сакральной жертвой в гражданской войне или потерять в ней своих родных и близких. Потрясения пусть будут у Навального, я бы предпочел обойтись без них. Ну, кто на самом деле верит, что вот выйдем миллионами на улицы, сметем власть, попутно перебьем друг друга и коррупция исчезнет. Думаю никто. Поэтому давайте не будить лихо, пока оно тихо.

Ведь власть пока очень даже терпелива. Уговаривает, прощает, заигрывает, увещевает. Но после случившегося на Украине у нашей власти, надеюсь, уже есть качественная прививка от революций. Вот власть возьмет откроет известный труд великого итальянца эпохи возрождения Никколо Макиавелли «Государь» и начнет просто прилежно применять его советы-рекомендации на тему сохранения власти. А там ведь все давно написано и отработано не одним правителем и весьма успешно. Кто не воспользовался его инструментарием, власть потерял. А кто, воспользовался, сохранил. Делайте выводы.

Вот лишь некоторые рецепты удержания власти от Макиавелли. С мелкими вводными замечаниями. В общем, как мы всегда и думали о Никколо, он, заметьте, уже несколько веков считает и похоже не ошибается, что все средства хороши для благого дела. Цитирую.

Сначала о сущности людей.

«люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.»

Теперь о неизбежности цепочки перемен или еще по другому – «принципа домино», когда последствия и необязательно приятные непременно наступят.

«Давнее и преемственное правление заставляет забыть о бывших некогда переворотах и вызвавших их причинах, тогда как всякая перемена прокладывает путь другим переменам.»

О том, что делать с людьми.

«людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.»

Тут о том, что рубить надо, не затягивая, и не по частям.

«Здесь происходит то же самое, что с чахоткой: врачи говорят, что в начале эту болезнь трудно распознать, но легко излечить; если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и в делах государства: если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет.»

О вреде тактики умиротворения.

«нельзя попустительствовать беспорядку ради того, чтобы избежать войны, ибо войны не избежишь, а преимущество в войне утратишь»

«Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит его, того город не пощадит.»

Совет революционерам.

«А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.»

А здесь о пенсионной реформе. Все таки одной пенсионной реформы власти, по Макиавелли, было маловато, явно дали слабину. Николло рекомендовал бы сразу выкатить весь пул «драконовских» законов.

«Отсюда следует, что тот, кто овладевает государством, должен предусмотреть все обиды, чтобы покончить с ними разом, а не возобновлять изо дня в день; тогда люди понемногу успокоятся, и государь сможет, делая им добро, постепенно завоевать их расположение. Кто поступит иначе, из робости или по дурному умыслу, тот никогда уже не вложит меч в ножны и никогда не сможет опереться на своих подданных, не знающих покоя от новых и непрестанных обид. Так что обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше.»

Последнее предупреждение «недовольным».

«тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.»

И наконец, о «банальном», о том, что все средства хороши.

«О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нем не остается места, когда за большинством стоит государство. Один из нынешних государей, которого воздержусь называть, только и делает, что проповедует мир и верность, на деле же тому и другому злейший враг; но если бы он последовал тому, что проповедует, то давно лишился бы либо могущества, либо государства.»

Я поделился лишь малой толикой великих мыслей ныне «нерукопожатного» мыслителя из далеких веков, чьи рецепты во все времена были востребованы. Почему им не быть востребованными сегодня?

Тем, кому было интересно, ставьте лайки. Со своей стороны планирую продолжить тему великих и непреходящих мыслителей, которые как будто действительно живы и сегодня и общаются с нами на актуальные темы через свои нетленные высказывания.